Яков Полонский, статьи о нём
Биография и стихотворения Я. Полонского
ПОЛОНСКИЙ, Яков Петрович [6(18).XII.1819, Рязань, - 18(30).X.1898, Петербург, похоронен в Рязани] - русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье. Окончил Рязанскую гимназию (1831-38). В 1838-44 учился на юридическом факультете Московского университета. Печататься начал в 1840. В студенческие годы сотрудничал в «Москвитянине», в альманахе «Подземные ключи» (1842). Первый сборник стихов - «Гаммы» (1844). В. Г. Белинский в обзоре «Русская литература в 1844 году» отметил в стихах Полонского «чистый элемент поэзии», но высказал опасения в связи с недостатком в них «направления и идей». По окончании университета Полонский жил в Одессе, где опубликовал «Стихотворения 1845 года», получившие отрицательный отзыв Белинского. В 1846 Полонский - на службе в Тифлисе, где сблизился с Н. Ф. Щербиной, М. Ф. Ахундовым. По грузинским впечатлениям написана книга стихов «Сазандар» (1849). В Грузии Полонский начал писать прозу (статьи и очерки этнографического содержания, близкие к натуральной школе) и драматические произведения («Дареджана Имеретинская», 1852). С 1851 Полонский жил в Петербурге, выезжая иногда за границу.
В 1859-60 Полонский - один из редакторов журнала «Русское слово». В 1860-96 служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати. Сотрудничество в «Современнике» и «Отечественных записках», выход в свет сборников стихов 1855 и 1859, шуточной поэмы-сказки «Кузнечик-музыкант» (1859), высоко оценённой Тургеневым, - всё это привлекло к Полонскому внимание критики. В общественно-литературной борьбе 60-х годов Полонский не примыкал ни к одному лагерю. Он сотрудничал и в революционно-демократических журналах, и в почвеннических - «Время» и «Эпоха».
Защищал в своих стихах поэзию «любви», противопоставляя её поэзии «ненависти» («Для немногих», 1860, «Поэту-гражданину», 1864, «Блажен озлобленный поэт…», 1872), но и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному из усталых», 1863, «И в праздности горе, и горе в труде…», 1865). Полонский написал пьесу «Разлад», в которой одобрял политику правительства по отношению к польскому восстанию 1863 (опубликована в «Эпохе», 1864). Н. А. Некрасов и Н. А. Добролюбов отмечали талант Полонского, его сочувствие «стремлениям своего времени», но предостерегали от склонности к либеральным оценкам.
В конце 60-х годов в стихах Полонского всё чаще появляется гражданская тема: «Миазм» (1868), «В альбом К. Ш.» (1871), «Слепой тапёр» (1876), «Узница» (1878), «Старая няня» (1881); их основные мотивы восходят к поэзии Некрасова. Б. М. Эйхенбаум в работе о Полонском писал: «В сознании Полонского зло было явлением не столько социальным, сколько морально-психологическим; поэтому позиция поэта-борца была для него невозможна - дальше „нервического плача“ („Муза“) он пойти не мог»; в лирике Полонского отразились колебания поэта между «тревогами сердца» и «гражданственными тревогами». Старания Полонского отвечать запросам времени были восприняты критикой лишь как проявление эклектической природы его таланта. В. С. Курочкин и Д. Д. Минаев выступали в 60-70-е годы с пародиями на Полонского, отождествляя его с теоретиками «чистого искусства». Тургенев, однако, ответил Щедрину письмом в редакцию «Санкт-Петербургских ведомостей», в котором защищал Полонского от упрёков в несамостоятельности и эклектизме.
В 80-90-е годы в поэзии Полонского преобладают религиозно-мистические настроения. Сборник стихов «Вечерний звон» (1890) проникнут мотивами смерти, мимолётности человеческого счастья; в гипертрофированном виде здесь развились и раньше присущие Полонскому образы ночных видений, снов, галлюцинаций. Тем не менее именно в это время к Полонскому пришло признание читателей. Некоторую роль в сплочении культурных сил России имели литературные собрания («пятницы») Полонского.
Поэтику Полонского отличают широкое обращение к разговорному языку, отмеченная Тургеневым смесь «простодушной грации» и «свободной образности языка» (например, «От зари роскошный холод проникает в сад» из стихотворения «Качка в бурю», 1850, поразившего юного А. А. Блока); свободное выражение чувств лирического героя, как бы размышляющего вслух (система вопросов и ответов - «Не мои ли страсти…», 1850, «В глуши», 1855, «Неизвестность», 1865, «Откуда?!», 1871); использование сюжетно-новеллистической композиции («Финский берег», 1852, «Смерть малютки», 1854, «Женщине», 1859, «У двери», 1888); привлечение сказочных и мифологических образов («Солнце и месяц», 1841, «Бэда-проповедник», 1841, «Агарь», 1855, «Орёл и голубка», 1887). Лучшие стихи Полонского - лирические: «Дорога» (1842), «Зимний путь» (1844), «Последний разговор» (1845), «Затворница» (1846), «Ночь» (1850), «Песня цыганки» (1853), «Колокольчик» (1854) и др. С лирическими стихами, близкими к народной песне и цыганскому романсу, связано влияние Полонского на раннего Блока. Жанровый диапазон творчества Полонского широк: он писал поэмы и пьесы (в стихах и прозе), рассказы, повести, очерки, публицистические статьи, мемуары, романы («Дешёвый город», 1879, и «Крутые горки», 1880-81). Критика отмечала близость его прозы, особенно в малых жанрах, к стихам. Опыт создания Полонским либретто для оперы «Кузнец Вакула» (1872) по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» (музыка П. И. Чайковского, поставлена в 1876) интересен как первая комическая трактовка гоголевского сюжета, утвердившаяся в русской оперной музыке 70-80-х годов. В числе неоконченных произведений Полонского - роман «Признания Сергея Чалыгина», многотомная история человеческой души (написана только часть, посвящённая детству героя и событиям эпохи декабризма, опубликован в 1867); исторические поэмы «Келиот» (1874) и «Братья» (1866-70); автобиографический роман в стихах «Свежее предание» (1861-62), среди персонажей которого - Белинский и Камков (поэт И. П. Клюшников). Менее удавались Полонскому сатирические и эпические произведения в стихах. Около 75 стихотворений Полонского положено на музыку (П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др.). Народными песнями стали «Песня цыганки», «Затворница».
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-10, СПБ, 1885-86; Повести и рассказы, 2 изд., ч. 1-2, СПБ, 1895; Полн. собр. стихотворений, т. 1-5, СПБ, 1896; Стихотворения и поэмы. Ред. и прим. Б. Эйхенбаума, Л., 1935; Стихотворения. Вступ. ст., подгот. текста и прим. Б. М. Эйхенбаума, Л., 1954; [Письма к И. С. Тургеневу]. Вступ. ст. Э. А. Полоцкой, в кн.: Лит. наследство, т. 72. кн. 2, М., 1964.
Лит.: Белинский В. Г., Стихотворения 1845 года Я. П. Полонского, Полн. собр. соч., т. 9, М., 1955; Некрасов Н. А., Стихотворения Я. П. Полонского, Полн. собр. соч. и писем, т. 9, М., 1950; Добролюбов Н. А., Стихотворения Я. П. Полонского…, Собр. соч., т. 5, М. - Л., 1962; Щедрин Н., Соч. Я. П. Полонского. «Снопы». Стихи и проза Я. П. Полонского, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1937; Покровский В. И., Я. П. Полонский, его жизнь и сочинения. Сб. историко-лит. статей, М., 1906; Орлов В. Н., Полонский, в кн.: История рус. лит-ры, т. 8, ч. 2, М. - Л., 1956; Орлов П. А., Я. П. Полонский, Рязань, 1961; Богомолов И. С., Армения в творчестве Якова Полонского, Ереван, 1963; его же, Я. П. Полонский в Грузии, Тб., 1966; Иванов Г. К., Рус. поэзия в отечеств. музыке, в. 1, М., 1966; Лагунов А. И., Поэзия Я. П. Полонского 50-х годов, в сб.: К проблемам теории и истории лит-ры, Ставрополь, 1966; его же, Поэзия Я. П. Полонского 60-х годов, в сб.: Язык и стиль худож. произведения, М., 1966; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962.
Э. А. Полоцкая
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович [1820-1898] - поэт. Родился в Рязани, в семье чиновника. Учился в Рязанской гимназии, позже в Московском университете на юридическом факультете. Одно время сильно нуждался, зарабатывал на хлеб грошовыми уроками. В 1844 окончил университет и выпустил первую книгу стихов («Гаммы»), сочувственно встреченную «Отечественными записками». Потом служил в Одессе, в Закавказье (редактировал «Закавказский вестник»). В 1857 уехал за границу. В 1858 Полонский вернулся в Петербург. С 1859-1860 редактировал «Русское слово», позже работал цензором.
Для Полонского характерны большая плодовитость и разнообразие жанров - от эпической поэмы до газетного сатирического фельетона. Особенно популярны были в своё время лирические стихотворения Полонского (многие переложены на музыку) и лёгкая грациозная поэма-шутка «Кузнечик-музыкант». Полонский продолжал традиции буржуазно-дворянского либерального западничества 40-х годов, и было бы ошибочным стирать грань между творчеством Полонского, как это иногда делают, и творчеством таких дворянских поэтов, как Майков и Фет. Стремление к «чистому искусству», характерное для этих поэтов, отнюдь не чуждо и Полонскому. Но в то время как для Фета и Майкова это стремление было основным в их творчестве, для Полонского оно явилось лишь одной из сторон его лирики.
Творчество Полонского было различным на разных этапах. В пору «реформ» Полонский пел дифирамбы правительству и выступил против польского восстания с пасквильной пьесой «Разлад», где смыкался с лагерем Каткова. Реакционный курс после 1866 толкал влево идеолога либеральных земцев. Полонский этого периода не чужд заигрыванию с революционерами, выхолащивая однако из их образов боевые, действенные черты, возводя на пьедестал их жертвенность («Что мне она»).
В противовес усадебным поэтам, возводившим в перл создания крепостнический «рай», Полонский задыхался в тесных рамках этого «рая» и рвался из него в «жизнь, подымающую вой». Полонский 60-х годов - это певец «возмущённой стихии», «поражённой свободы» (смотрите стихи в альбом К. Ш.), пламенный бард «царства науки», которая «миру, как вечное солнце, сияет». Он славит строителя Вавилонской башни Немврода как борца за прогресс, за обуздание тёмной стихии, за подчинение её разумной воле человека. В противовес официозной концепции в своей исторической поэзии 60-70-х годов Полонский обличал мрачное кровавое прошлое дореформенной Руси. Парадной героике «северной Пальмиры», «боевой музыке» петровских баталий он противопоставлял реальную картину загубленных мужицких жизней («Миазм»). В стихах «Хандра и сон Ломоносова» он показал трагическую фигуру одиночки-просветителя, фигуру, не имеющую ничего общего с трафаретным образом напудренного академика, сподвижника царей, канонизованного официальной легендой. Полонский приветствовал Шиллера, чествуя в юбилее вольнолюбивого германского поэта столетие пробудившейся гуманистической мысли третьего сословия. Он окружил ореолом французскую революцию 1789 («Шиньон»), но гильотина, якобинская диктатура, кровавые плебейские «эксцессы», разумеется, внушали ему отвращение и ужас («У сатаны»).
Теневые стороны капитализма не ускользали от Полонского, но его обличения капитализма не разрушали его основы. В творчестве Полонского мы находим яркий показ городской нищеты, петербургских кошмаров - мотивы, аналогичные Некрасову. Но сочувствуя страданиям бедноты, он в то же время испытывал перед ней панический страх - в дырявых лохмотьях, в мраке городских трущоб он видел угрозу своему комфорту («Опасение»).
В 80-90-х годах, как и в эпоху «реформ», Полонский снова правеет, совершенно отойдя от оппозиции. Мистицизм, поповщина, уход в сверхъестественное, мрачная ипохондрия становятся преобладающими в его творчестве. Значительное место на всех этапах творчества Полонского занимает любовная лирика, отличающаяся мягкими, интимными тонами и семейным характером. В этих своих произведениях, как и во всём творчестве, Полонский близок к Тургеневу.
Неустойчивость мировоззрения Полонского предопределила и эклектизм формальной стороны его творчества. Полонский колеблется между изысканным эстетизмом крепостника Фета и демократическим реализмом Некрасова. В поэме «Кузнечик-музыкант» Полонский использовал изящную салонную лексику для взрывания её же изнутри путём реалистического снижения традиционных салонных образов («навозный жук» рядом с «сильфидой»). То же разрушение усадебных канонов и в стихотворении «Влюблённый месяц». Язык Полонского - сплошь и рядом язык клиники, лаборатории, а не традиционный «язык богов». Зачастую у Полонского бытует разговорная речь городского обывателя, газетный жаргон, - отсюда обильные прозаизмы, как например тривиальное словцо «идиоты» в самом поэтическом месте («У сатаны»).
Но вопреки этим реалистическим тенденциям сам Полонский неоднократно тяготел к усадебному романсу, к дворянским традициям «чистого искусства». Здесь можно указать на любовную лирику Полонского или например поэму «Келиот», трактующую абстрактные общечеловеческие проблемы в отрыве от наболевших «вопросов» 70-х годов и потому отвергнутую радикальными «Отечественными записками» в лице Некрасова. Стремление к эклектической «независимости», к примиряющей половинчатости в высшей степени характерно для художественного метода Полонского.
Отношение к Полонскому идеологов революционной демократии определяется той позицией золотой середины, которую занимал Полонский как в своих политико-философских взглядах, так и формальной стороной своего творчества. Отношение этих кругов чётко выразил Добролюбов: «Самые дикие, бесчеловечные отношения вызывают на его губы только грустную улыбку, а не проклятья, исторгают из глаз его слезу, но не зажигают их огнём негодования. Вот отчего… стихи Полонского проходят так часто незамеченными… нам теперь нужна энергия и страсть - мы и без того слишком грустны и незлобивы».
Библиография: I. Полное собр. сочин., в 10 тт., изд. Ж. А. Полонской, СПБ, 1885-1886. Полное собрание стихотворений, изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1896.
II. Добролюбов Н. А., Стихотворения Я. П. Полонского, Кузнечик-музыкант Я. Полонского, Рассказы Я. Полонского, «Современник», 1859, кн. VII (перепеч. в «Полном собр. сочин.» Добролюбова, т. II, [М.-Л.], 1935); [Салтыков], «Отечественные записки», 1869, № 9, и 1871, № 2; Покровский В., Полонский, Сборник историко-литературных статей, М., 1906.
III. Владиславлев И. В., Русские писатели, Гиз, Л., 1924; Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2, М., 1924, стр. 185-187.
А. Грушкин