Домой Вниз Поиск по сайту

Алексей Плещеев, статьи о нём

Алексей Плещеев. Alexei Pleshcheyev

Биография и стихотворения А. Плещеева

СТАТЬИ (2):

Вверх Вниз

Плещеев
(статья из Краткой литературной энциклопедии: В 9 т. - Т. 5. - М.: Советская энциклопедия, 1968)

ПЛЕЩЕЕВ, Алексей Николаевич [22.XI(4.XII).1825, Кострома, - 26.IX(8.X).1893, Париж; похоронен в Москве] - русский поэт, прозаик, критик. Происходил из родовитой дворянской семьи. Учился в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушёл в 1845. Тогда же стал посещать кружок М. В. Петрашевского, за что в 1849 вместе с другими петрашевцами приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой рядовым в Оренбургскую губернию. Из ссылки вернулся в 1859. Начал печататься в 1844. Сотрудничал главным образом в «Современнике» и «Отечественных записках». В первом сборнике «Стихотворения» (1846) нашли отражение идеи русских социалистов-петрашевцев. Недовольство современной жизнью, призывы к борьбе, идеи самопожертвования, жалобы на собственное бессилие - характерные мотивы поэзии Плещеева. Стихотворения «Вперёд! Без страха и сомненья», «По чувствам братья мы с тобой» стали популярными революционными песнями. Идеальный общественный строй Плещеев рисовал в абстрактно-романтических образах в духе социалистов-утопистов. Поэт является у него в образе библейского пророка, защитника угнетённых. Пропагандируя высокое романтическое и гражданское искусство («Сон», «Поэту»), Плещеев допускал «чистое искусство», как противоядие против буржуазного чистогана. Гражданские мотивы вторгаются и в его интимную лирику (стихотворения «Странник», «Ответ», «Элегия» и др.).

Сборник стихов 1858, написанных в годы ссылки, содержит порой безотрадные мысли, мотивы усталости и сомнения («Раздумье», «В степи», «Молитва» и др.). В условиях общественного подъёма 60-х годов Плещеев продолжал свои «старые песни на новый лад». Примкнув к революционным демократам, к некрасовской школе («О, не забудь, что ты должник», «Поэту», 1861), он изображал тяжёлую жизнь народа («Скучная картина!», «Родное», «Нищие»), социальные противоречия города («На улице»). Расправой над Н. Г. Чернышевским и М. Л. Михайловым навеяны стихотворения «Честные люди, дорогой тернистою», «Жаль мне тех, чья гибнет сила». Трагедию «бойцов благородных» Плещеев видел в том, что их не мог поддержать «горем задавленный спящий народ». Плещеев сатирически высмеял деградировавших «лишних людей» (поэма «Она и он»), предательство либералов (стихотворения «Мой знакомый», «Советы мудрецов», «Apostaten - Marsch»). Н. А. Добролюбов отмечал у Плещеева «силу мысли и стиха», М. Михайлов - «благородное и чистое направление»; Н. Г. Чернышевский видел в нём писателя, «…деятельность которого безукоризненна и полезна».

В 70-80-х годах Плещеев занимался преимущественно переводами, газетно-журнальной работой, театром. В лирике усиливаются скорбные мотивы, вызванные политической реакцией («Ночью», «Так тяжело, так горько мне и больно»), но и в этот период он воспевал «провозвестников жизни новой» - В. Г. Белинского («Я тихо шёл по улице безлюдной»), Н. А. Некрасова («Памяти Н. А. Н.»), Добролюбова («Ты жаждал правды, жаждал света»), лелеял надежду на торжество идей социализма (стихотворения «Иль те дни ещё далёки…», «Тосты», «За вас, правдивые и чистые сердца»). Некоторые стихи Плещеева для детей стали хрестоматийными («Старик», «Бабушка и внучек»). Более ста стихотворений Плещеева («Мой садик», «Ночь пролетала над миром», «Ни слова, о друг мой…» и др.) положены на музыку.

Значительная часть поэтического наследия Плещеева составляют переводы из немецкой (Г. Гейне, М. Гартман, Р. Пруц), французской (В. Гюго, М. Монье, Л. Ратисбон), английской (Дж. Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур) и славянской (Т. Г. Шевченко, А. Сова, В. Сырокомля) поэзии. Его поэтические переводы преимущественно вольные. Переводил также художественную и научную прозу.

Как прозаик Плещеев выступил ещё в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его «Повести и рассказы» (1860), в которых изображена главным образом провинциальная жизнь; автор обличал взяточников и крепостников, тлетворное влияние денег («Наследство», «Житейские сцены», 1857, «Две карьеры», «Дачные романы», 1860), показывал горестную судьбу демократической интеллигенции, пылких мечтателей об общем благе, «заеденных средой» («Пашинцев», «Две карьеры», «Призвание»). Достоинство рассказов Плещеева, по мнению Добролюбова, в том, что «элемент общественный проникает их постоянно и этим отличает от множества бесцветных рассказов тридцатых и пятидесятых годов».

В 40-80-х годах Плещеев выступал (анонимно или под псевдонимом) с критическими статьями и фельетонами («Петербургская хроника» в газете «Русский инвалид», 1846-48; «Заметки кое о чём» в «Московском вестнике», 1859-61; «Литература и жизнь» в «Голосе», 1874). Плещеев пропагандировал демократическую эстетику, советовал искать в народной среде героев, готовых «… принести жизнь свою в жертву общему благу». Суждения Плещеева о русских писателях обличают в нём последователя Белинского. Плещеев обращался и к иностранной литературе. Им написаны (компилятивные) монографии «Поль-Луи Курье, его жизнь и сочинения» (1860), «Жизнь и переписка Прудона» (1873), «Жизнь Диккенса» (1891), статьи о Шекспире, Стендале, А. де Мюссе и др.

Интерес Плещеева к театру усилился в 60-е годы, когда он подружился с А. Н. Островским и сам начал писать пьесы, в которых изображал преимущественно провинциально-помещичий быт, осуждал страсть к наживе и лёгкой жизни («Счастливая чета», 1862, «Что часто бывает», 1864, «Попутчики», 1864), самодурство и произвол; с любовью рисовал энтузиастов, готовых умереть, как Рудин («Что часто бывает»). В пьесах или «житейских сценах» Плещеева, как правило, нет острых конфликтов, сильнО лирическое начало. В 70-80-е годы Плещеев был секретарём редакции «Отечественных записок», после их закрытия - одним из редакторов «Северного вестника». С большой доброжелательностью Плещеев поощрял талант начинавших в 60-80-е годы писателей - В. М. Гаршина, А. П. Чехова, А. Н. Апухтина, И. З. Сурикова, С. Я. Надсона и др. Плещееву посвящён роман Н. Анова «Ак-мечеть» (1965).

Соч.: Сб. театр. пьес для домашних и любительских спектаклей, т. 1-3, СПБ, 1876-80; Повести и рассказы. Вступ. ст. П. В. Быкова, т. 1-2, СПБ, 1896-97 (имеется библ.); Стихотворения. [Вступ. ст. П. В. Быкова], 4 изд., СПБ, 1905; Избранное. [Вступ. ст. Н. М. Гайденкова и В. И. Коровина], М., 1960; Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст. М. Я. Полякова, М. - Л., 1964; Письма Плещеева к Чехову (1888-1891), в кн.: Лит. наследство, т. 68, М., 1960.

Лит.: Майков В. Н., Стихотворения А. Плещеева, Соч., т. 2, Киев, 1901; Добролюбов Н. А., Стихотворения А. Н. Плещеева, Собр. соч., т. 3, М. - Л., 1962; Михайлов М. Л., Соч., т. 3, М., 1958, с. 203-15; Салтыков-Щедрин М. Е., Собр. соч., т. 5, М., 1966, с. 417-21; Быков П. В., А. Н. Плещеев, «Историч. журнал», 1917, кн. 6-7; Щуров И. А., А. Н. Плещеев о революц. демократах, «Рус. лит-ра», 1961, № 2; его же, Лирика А. Н. Плещеева, в сб.: Писатель и жизнь, в. 3, М., 1966; Гаранина Н. С., Лит.-критич. наследие А. Н. Плещеева, «Вестн. МГУ. Серия 7», 1961, № 3; её же, О стиле театр. критики А. Н. Плещеева, в кн.: Из истории рус. журналистики 2-й пол. XIX в., [М.], 1964; Пустильник Л. С., Атрибуция анонимных и псевдонимных критич. статей и рецензий А. Н. Плещеева, «Науч. докл. высшей школы. Филологич. науки», 1962, № 2; Иванов Г. К., Рус. поэзия в отечеств. музыке, в. 1, М., 1966; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962; Рус. писатели 2-й пол. XIX - нач. XX вв. Рекомендат. указатель лит-ры, ч. 1, М., 1958.

И. А. Щуров

Вверх Вниз

Плещеев
(статья из Литературной энциклопедии: В 11 т. - [М.], 1929-1939)

ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич [1825-1893] - русский поэт. Родился в дворянской семье, обучался в школе гвардейских подпрапорщиков и Петербургском университете. Как активный участник кружка петрашевцев в начале 1849 был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Суд решил «во внимание к молодым его (Плещеева) летам лишить всех прав состояния и сослать в Сибирь, на поселение», но Николай I наложил резолюцию: «Рядовым в Оренбургские линейные батальоны». Плещеев служил в Уральске, участвовал в военных действиях и в 1856 был произведён в прапорщики. В 1858 получил разрешение жить в столице и вскоре переехал в Москву. В 1872-1884 Плещеев жил в Петербурге, состоял членом редакции «Отечественных записок» и заведывал стихотворным отделом этого журнала. По закрытии «Отечественных записок» Плещеев этим же отделом заведывал в «Северном вестнике».

Плещеев стал печататься в журналах с 1843, а в 1846 выпустил сборник стихов. В 40-х годах это - яркий и популярный певец радикальной молодёжи, поэтический трибун петрашевцев. Его стихотворение «Вперёд без страха и сомнения» справедливо названо в одном исследовании «своего рода марсельезой поколения 40-х годов». Довольно расплывчатые лозунги этого стихотворения без труда расшифровывались современниками как пропаганда утопического социализма. Плещеев был одним из идеологов левого крыла дворянской интеллигенции, отвергавшего самодержавно-крепостнический строй, но не умевшего найти пути к крестьянской массе.

С 1856 Плещеев снова стал печатать стихи в журналах, а в 1858 выпустил новую книгу стихов. Добролюбов отметил отсутствие в этой книге «мощных призывов» и «гордых увлечений», характерных для раннего творчества Плещеева. И действительно, поэзия Плещеева после ссылки свидетельствует о надломе, об утрате героического порыва юности («Расстался я с обманчивыми снами Моей давно исчезнувшей весны»). С другой стороны, во второй книжке Плещеева отразились некоторые либеральные иллюзии относительно реформ Александра II. Однако Плещеев не спустился до уровня рядового либерально-дворянского поэта. Если осуждение господствующих классов не переросло у него в жгучую ненависть, если сочувствие к трудящимся и угнетённым массам не вылилось в неутомимую жажду революционного действия, если Плещеев не смог стать поэтическим идеологом революционной демократии, он всё же сумел сохранить к ней известную близость. Недаром о его стихах тепло отозвался Чернышевский, а Добролюбов признавал наличие в нём «восприимчивости к веяниям жизни». Жгучий стыд за потерю боевого энтузиазма и революционной воли, преклонение перед людьми революционного действия, тёплая любовь к угнетённой бедноте - таковы мотивы лучших стихотворений позднего Плещеева.

Как переводчик Плещеев особенно много сделал для популяризации в России поэтов западно-европейской революционной демократии (Барбье, Петёфи, Гейне, Фрейлиграт, Гервег, М. Гартман и др.).

В своих прозаических произведениях Плещеев изображал преимущественно либеральных «лишних людей», отвергавших косную среду, но не умевших действовать. Уже Добролюбов отметил, что у Плещеева намечается иронический взгляд на этих героев либерального барства; однако Плещеев не сумел подняться до такой сатиры на «лишних людей», какую дали художники революционной демократии.

Библиография: I. Повести и рассказы, 2 тт., под ред. П. Быкова, СПБ, 1896-1897; Стихотворения, под ред. П. Быкова, изд. 4-е, СПБ, 1905.

II. Быков П., Биографический очерк при «Стихотворениях»; Юдин П., Плещеев в ссыпке, «Исторический вестник», 1897, V; Его же, К биографии Плещеева, там же, 1905, X; М. Д., Плещеев в форте Перовском, «Минувшие годы», 1908, X; Семевский В. И., Петрашевцы: С. Н. Дуров, А. И. Пальм, Ф. М. Достоевский и А. Н. Плещеев, «Голос минувшего», 1915, XI-XII. Ряд критических статей о Плещееве собран в хрестоматии В. Покровского, А. Н. Плещеев, М., 1911. Критические отзывы: Майков В., Собр. сочин., т. II, СПБ, 1906; Добролюбов Н. А., Сочинения, т. II, СПБ, 1896 [Стихотворения Плещеева, т. IV, СПБ, 1896 (Благонамеренность и деятельность)]; Чернышевский Н. Г., Сочинения, т. VIII, СПБ, 1906; Скабичевский А. М., История новейшей русской литературы, СПБ, 1900; Венгеров С. А., Героический характер русской литературы, СПБ, 1911; Боровский В. В., Сочинения, т. II, Соцэкгиз, М., 1931.

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Москва - Ленинград, 1924.

Л. Г.

Админ Вверх
МЕНЮ САЙТА