Сегодня занеможилось мне что-то,
Сегодня что-то долго не спалось.
И, встав чуть свет, не дав себе отчёта,
Пошёл куда-то в поле, на авось.
Спокойно поле дышит предо мною.
А, верно, мне покою не найти.
Куда ни глянь я - серостью немою
Меня встречают и цветы в пути.
И солнца луч каким-то посеревшим
Ловлю, как неприкаянный, на них:
Быть может, лучший из стихов моих
Болит в груди вторым засевшим сердцем, -
Он, совестью не высказанный стих.
1960
Когда ты горю тяжелейшему
Ни в чём исхода не найдёшь.
Пошли сочувствующих к лешему:
Ведь не помогут ни на грош.
Но, нестерпимой мукой мучимый,
Проплакав ночи все и дни,
Ты лучше с детских лет заученный
Стих Пушкина читать начни.
Он с первых же двух строк, он вскорости
Такого солнца звон прольёт,
Что горе вдруг не горше горести -
Ну той, как журавлей отлёт.
Ещё лишь третью вот, четвёртую
Строку произнесёшь потом,
Ещё вот стих, что так знаком,
И не прочтёшь ты целиком,
А сквозь слезу, с лица не стёртую,
Сверкнёшь восторга огоньком.
1953
Сквозь гул Москвы, кипенье городское
К тебе, чей век нуждой был так тяжёл,
Я в заповедник вечного покоя -
На Пятницкое кладбище пришёл.
Глядит неброско надписи короткость.
Как бы в твоём характере простом
Взяла могила эту скромность, кротость,
Задумавшись, притихнув под крестом.
Кладу я розы пышного наряда.
И словно слышу, мама, голос твой:
«Ну что так тратишься, сынок? Я рада
Была бы и ромашке полевой».
Но я молчу. Когда бы мог, родная,
И сердце положил бы сверху роз.
Твоих забот все слёзы вспоминая,
Сам удержаться не могу от слёз.
Гнетёт и горе, и недоуменье
Гвоздём засело в существо моё:
Стою - твоё живое продолженье,
Начало потерявшее своё.
1952
Вот уж сколько времени
Мчусь я этим поездом!
Он ещё стремительней,
Видно, мчаться рад,
Пёстрым, лёгким, солнечным,
Быстролётным поясом
Все леса, поляны
Унося назад.
Только я поляну
Хватким глазом сцапаю,
А она уж - на тебе! -
Выпорхнет другой;
Вон сосёнка с бодростью
Мне махнула лапою:
Дескать, до свиданья,
До свиданья, дорогой!
Вон рванулось озеро,
Скрывшись за осинами.
Чуть не со слезой оно
С глаза сорвалось,
Вспыхнув неожиданно
Крыльями гусиными, -
Это, видно, с озером
Детство пронеслось.
Словно, чтоб отдать мне
Хоть росинку юности,
Бросился вдогонку
С горки паренёк,
Но и он, в бессилье
Стихнув, пригорюнившись,
Вдруг погас, как спички
Сбитый огонёк.
Солнца луч, всё пасмурней
По вагону шарящий,
Золотой мой, ласковый,
Ты хоть удержись!
Эх, да вы, друзья мои,
Милые товарищи,
Это убегает,
Убегает жизнь…
1939
На нём - ни одной из любимых.
Не встретишь ни мать, ни родню.
Но есть он, чуть выцветший снимок,
Который я свято храню.
Взгляну ль на него ненароком
Иль брошу сознательно взгляд,
Вскипая в волненье глубоком,
По-детски и горд я и рад.
Взволнуюсь я чуда явленьем -
И взгляд мой затеплит слеза:
Мелькнёт и засветится Ленин,
Как счастье ворвавшись в глаза.
Он вспыхнет, подпёртый толпою,
Такой весь до кепки родной,
С такою фигурой простою
Под древней Кремлёвской стеной.
Стоит он, мудрец - покоритель
Врага, закрывавшего свет,
Великий наш первоучитель,
Провидец всех наших побед.
И, глаз проницательный щуря,
Следит он, как в зорях знамён
Шагает Октябрьская буря,
Шумит непреклонность колонн.
И вздрогну я с чувством священным,
Как гляну в удачу свою,
Что с ним, с дорогим, с незабвенным,
Я рядом, мальчишка, стою.
1938
Биография
КАЗИН, Василий Васильевич [р. 25.VII(6.VIII).1898, Москва] - русский советский поэт. Родился в семье ремесленника, выходца из деревни. Печататься начал в 1914, однако популярность приобрёл после Октября, с выходом сборника стихов «Рабочий май» (1922).
В 1918-20 учился в литературной студии московского Пролеткульта, одновременно печатаясь в его изданиях и состоя членом редколлегии журнала «Гудки», а позже журнала «Кузница», органа литературной группы «Кузница» (1920), одним из организаторов которой был Казин. Жизнерадостная поэзия труда, своеобычная простота и интимность стихов Казина («Рабочий май», «Небесный завод», 1919, «Каменщик», «Рубанок», 1920, «Признания», 1928, и др.) с самого начала отличали их от космической поэзии многих поэтов «Кузницы». За творчеством Казина внимательно следил М. Горький. В середине 20-х годов популярностью пользовалась поэма Казина «Лисья шуба и любовь» - гневный протест против мира собственничества и корысти. В поэме проявились характерные для поэзии Казина черты - страстная «исповедальность» интонаций, их родственная близость есенинской лирике, стремление «оживить» явления природы и вещного мира. Поэма Казина «Бандит» (в отдельном издании «Беломорская поэма», 1937) рассказывает о воспитательной силе труда, о доверии к человеку, о гуманности советского строя. В 1964 вышел сборник «Стихотворения и поэмы». Наряду со старыми здесь представлены стихи 1938-62 («Снимок», «Мать», «Проводы», «На могиле матери», «Стих Пушкина читать начни», «На выставке индийского искусства», «Стихи о партии» и др.), говорящие и о возросшем мастерстве поэта и о том, что в его лирике сохранились её прежние черты - антропоморфизм, конкретность, любовь к аллитерации, юмор и др. В лирической поэме «Великий почин» (1954) создан образ В. И. Ленина, изображён трудовой порыв народа.
Соч.: Лисья шуба и любовь. Поэма, М., 1926; Стихотворения. Лирика. Эпиграммы. Поэмы, М., 1937; Стихотворения и поэмы. [Автобиография: Слово о себе], М., 1957; Великий почин. Поэма и стихи, М., 1958; Лирика, М., 1960.
Лит.: Дынник В., Тёплый звон, «Худож. лит-ра», 1934, № 9; Смеляков Яр., Возвращение в строй, «Октябрь», 1957, № 3; Бобович Бор., Современник большой эпохи, «Москва», 1957, № 4; Паперный З., [Вступ. ст.] в сб.: Пролет. поэты первых лет сов. эпохи, Л., 1959, с. 51-52.
А. Ф. Русакова
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966
КАЗИН Василий Васильевич [1898-] - современный поэт. Родился в рабочей (по происхождению отец его крестьянин) семье. Печататься начал с 1914. Популярность Казина как поэта закрепилась в 1920-1922. Первая книга Казина «Рабочий май» давала материал для установления ремесленного генезиса его творчества. Ремесленные лирические образы её оказали довольно значительное влияние на пролетарскую поэзию того времени. У критики периода первых послереволюционных выступлений Казина была установка рассматривать это «ремесленничество» в тенденции развития его в сторону пролетарской поэзии. Но «Рабочий май», рассмотренный совокупно со второй его книгой («Признания»), даёт право говорить о Казине как о поэте мелкобуржуазном с довольно крепкими деревенскими корнями (грань между городской мещанской поэзией и так называемой «крестьянской» поэзией очень часто имеет тенденцию стираться). Стихи его отмечены колебаниями между патриархально-пантеистическими настроениями и устремляемостью к пролетариату.
В своём творчестве Казин рисуется поэтом, подневольным городу, пленённым им. Он противоурбанист, от города отталкивается. Он всюду противопоставляет «железный» городской склад «нежному» деревенскому. Город в сознании Казина убил человеческую душу, непосредственность чувствования:
«Всплеск удивленья, трепет вдохновенья
Рассудком вылудил железной хватки век».
Мало того, поэт сознательно восстаёт против индустриального построения, против самого деления общества на профессиональные группы, причём между строк читается противопоставление этому делению «синтетического», первобытного, мирно-селянского труженичества:
«Людей по цехам этот век рассек -
И вместо задушевного волненья
Профессией повеял человек…»
«И каждый каждого встречать охотней будет
По знакам вывесок, чем по сиянью глаз».
Есенинская нежность, неизбывная животная ласковость, доверчивая безобидность, всё есенинское минус «доброе» молодечество, ухарство, хулиганство - всё это близкое, родное Казину. Сам он говорит:
«И у нас - о, свет воспоминаний, -
Каждый стих был нежностью похож:
Только мой вливался в камень зданий,
Твой - в густую золотую рожь»
(«Памяти Сергея Есенина»).
Поскольку город для Казина - его тюремщик, поскольку городские производственные отношения - неприемлемые отношения, - постольку он, естественно, в своём творчестве обходит общественного человека, вообще почти обходит человека (исключение - женщина в любовной лирике).
Казин создаёт себе живых существ из явлений природы. Он одаряет их всеми человеческими свойствами, он сочувствует им в их несчастьях.
Городской отщепенец - он создаёт себе своеобразных товарищей, выявляя тем самым типичную патриархально-крестьянскую черту - антропоморфизм. Создавая свою «социальную среду» без человека, Казин вполне закономерно заставляет оживать и вещи. Так среди людей, но без взаимодействия с ними, в оживлённом мире природы и вещей проходит свой творческий путь Казин. По-настоящему находит он себя в любовно-интимной лирике. Лирические мотивы его не взаимодействуют с актуальными социальными явлениями нашей действительности. На лирике его особенно ощутим густой налёт мещанства.
Синтез творчества Казина даёт его поэма «Лисья шуба». Все те черты, о которых мы говорили выше, находят в ней наиболее полное выражение. Особо интересна тематика этой поэмы. Она исключительно характерна.
Поэт любит дочь деревенского кулака. Едет к ней свататься. Отец любимой конечно принимает его недружелюбно и отказывает, ибо он бедняк, прощалыга. Символом окружающего деревенского богатства являются лисьи шубы, лисьи салопы, а на поэте - рваное пальтишко. И городской пленник идёт плакаться родным полям, рассказывать, как он любит свою «роднушу» («И за что вы любовь мою предали, / Чем я вам, о поля, нагрубил?»). Он решает пойти к лисьей норе и вымолить, выплакать у «лисаньки» её шкуру, её «золотую красу». Лиса не реагирует. После длинного, очень многострочного плача поэта «осеняет» в заключительных строчках поэмы:
«Чтоб житейских нужд покров наружный
Не теснил проклятой властью грудь -
Надо взять за шиворот и дружно
Этот мир, как прах, перетряхнуть».
Тематика поэмы, фактически претворяющая обиду поэта на мир за то, что у него нет «золотой красы», чтобы… матримониально приобщиться к чужому стану, вытекающее отсюда потребительское понимание революции, «перетряхивания» мира, - всё это говорит о мелкобуржуазном миропонимании поэта.
Эпоха реконструкции сельского хозяйства, переделки деревенского сознания, эпоха индустриализации, естественно, должна оказать решительное влияние на шатающуюся мелкобуржуазную природу творчества Казина, должна будет окончательно определить социальный облик поэта.
Библиография: I. Рабочий май, П., 1922 (изд. 4-е, Гиз, М., 1928); Избранные стихи, изд. «Огонек», М., 1925; Лисья шуба и любовь, с иллюстр. Б. М. Кустодиева; изд. «Современные проблемы», М., 1926; Признания, Гиз, М., 1928.
II. Осинский Н. (псевд. В. В. Оболенского), Побеги травы, «Правда», 1922, № 145; Воронский А., Искусство и жизнь, П. - М., 1924 (см. ст. О группе писателей «Кузница»); Дубовский В., О пролетарской литературе, изд. «Новая Москва», М., 1924; Лелевич Г., На литературном посту, изд. «Октябрь», Тверь, 1924; Его же, По журнальным окопам, «Молодая гвардия», 1924, VII-VIII; Коган П. С., Пролетарская литература, Иваново-Вознесенск, 1926; Якубовский Г., Литературные портреты, Л., 1926; Розанов И. Н., Современные лирики, «Родной язык в школе», 1927, кн. I; Гербстман А., «На посту», 1925, I (VI).
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.
О. Бескин
Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939