Александр Жаров
ЖАРОВ Александр Алексеевич [31 марта (13 апреля) 1904, деревня Семёновская Московской губернии (ныне Можайского района Московской области) - 7 сентября 1987, Москва], русский советский поэт.
ЖАРОВ Александр Алексеевич [31 марта (13 апреля) 1904, деревня Семёновская Московской губернии (ныне Можайского района Московской области) - 7 сентября 1987, Москва], русский советский поэт.
Не могу я на вас наглядеться, Подмосковные наши края… Здесь Неслышно прошло моё детство, Здесь промчалась и юность моя. … (далее по ссылке ниже)
1964
Читает Александр Жаров:
Пусть кричат с окрестных колоколен Злые языки наперебой! Болен я. Я в самом деле болен, Поздняя любовь моя, тобой. … (далее по ссылке ниже)
19??
Читает Александр Жаров:
О тебе, пушистой, лёгкой, звонкой, В самом сердце память берегу. Встретилась ты мне совсем девчонкой Где-то на малеевском снегу, … (далее по ссылке ниже)
1957
Читает Александр Жаров:
Весенний день над Волгою Пылал зарёю жаркою, Когда в походе встретился Донской казак с волжанкою. … (далее по ссылке ниже)
1952
Читает Александр Жаров:
Стихли солнца золотые вихри Где-то в сумраке лесистых гор. Неугомонное сердце, затихни, Слушай звездопадный разговор!.. … (далее по ссылке ниже)
1951
Читает Александр Жаров:
Где ты, утро раннее, Светлые мечтания? Юность комсомольскую Вовек не позабыть. Первое свидание: Встреча и прощание. Спеть бы песню грустную, Да некогда грустить. … (далее по ссылке ниже)
19??
Поёт Геннадий Белов. Музыка: Н.Богословский.
Пополнели, стали матерями Тоненькие девушки страны, Те, что проходили вместе с нами Сквозь большой огонь Большой войны. … (далее по ссылке ниже)
19??
Читает Александр Жаров:
Всей земли народ Пусть тревогу бьёт: Будем мир беречь! Встанем, как один, - Скажем: не дадим Вновь войну зажечь! Мы за мир! И песню эту Понесём, друзья, по свету. Пусть она в сердцах людей звучит: Смелей. Вперёд за мир! Не бывать войне-пожару, Не пылать земному шару! Наша воля твёрже, чем гранит. … (далее по ссылке ниже)
194?
Поёт В.Силаев. Музыка: Серафим Туликов.
Ходили мы походами В далёкие моря, У берега французского Бросали якоря. Бывали мы в Италии, Где воздух голубой, И там глаза матросские Туманились тоской. Помним наши рощи золотые, Помним степи, горы, берега! Милый край, Советская Россия, Ты морскому сердцу дорога! … (далее по ссылке ниже)
1947
Поёт Юрий Богатиков. Музыка: Константин Листов.
Холодные волны вздымает лавиной Широкое Чёрное море. Последний матрос Севастополь покинул, Уходит он, с волнами споря. И грозный, солёный, бушующий вал О шлюпку волну за волной разбивал. В туманной дали Не видно земли, Ушли далеко корабли. … (далее по ссылке ниже)
1943
Поёт Леонид Утёсов (1944 г.). Музыка: Борис Мокроусов.
Присмирело море Баренца, Ночь над берегом тиха. За скалой в сторонке варится Краснофлотская уха. … (далее по ссылке ниже)
1942
Читает Александр Жаров:
Грустные ивы склонились к пруду, Месяц плывёт над водой. Там, у границы, стоял на посту Ночью боец молодой. … (далее по ссылке ниже)
?
Поёт Владимир Бунчиков. Музыка: Матвей Блантер.
Джеку Алтаузену
Дай же на тебя мне наглядеться, Волнами звенящая лазурь, Море чистое и ясное как детство, Полное предчувствиями бурь. … (далее по ссылке ниже)
19??
Читает Александр Жаров:
Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы - пионеры, дети рабочих. Близится эра Светлых годов. Клич пионера - «Всегда будь готов!» … (далее по ссылке ниже)
1922
Музыка: С. Дёшкин.
Вёрсты, как дни, пролетают, Конь подо мною кипит. Юность моя удалая – Цоканье звонких копыт. … (далее по ссылке ниже)
1921
Читает Александр Жаров:
На лекцию, за книгу, за тетрадь! Врывайтесь в дебри формул и законов! Нам надо научиться понимать Язык ветров и солнца перезвоны… … (далее по ссылке ниже)
1920
Читает Александр Жаров:
Жаров Александр Алексеевич [р. 31.3 (13.4). 1904, д. Семёновская, ныне Можайского района Московской области], русский советский поэт. В комсомоле с 1918. Член КПСС с 1920. Учился в МГУ, занимался в поэтическом семинаре В. Я. Брюсова.
Начал печататься в 1921. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов. В 1925 опубликовал книгу стихов «Ледоход» (с предисловием А.В.Луначарского); отдельными изданиями выходили поэмы «Комсомолец» (1924), «Мастер Яков» (1924), «Азиаты» (1925), самая популярная поэма Жарова - «Гармонь» (1926). В 30-х гг. создал поэмы «Два паспорта», «Сентиментальный друг», «Варя Одинцова» (1938). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Жаров находился в действующем военно-морском флоте. Написал много патриотических стихов и поэмы о героях-моряках: «Богатырь» (1942), «Керим» (1942), «Борис Сафонов» (1944). Начиная с пионерской песни «Взвейтесь кострами», Жаров создал широко популярные песни: «Заветный камень», «Грустные ивы», «Мы за мир», «Ходили мы походами», «Где ты, утро раннее?» и др. Много работает в жанре политического плаката. Награждён 4 орденами, а также медалями.
Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1954; На земле, в небесах и на море. Новые стихи, М., 1960; Стихи. Песни. Поэмы. [Предисл. М. Матусовского], М., 1964; Заветный камень, М., 1967; Страна юности, 1921-1968, [Вступ. ст. П. Железнякова], М., 1968.
Лит.: Тарасенков Ан., Русские поэты XX века. 1900-1955, Библиография, М., 1966.
«Большая советская энциклопедия», 1969-1978.
ЖАРОВ, Александр Алексеевич [р. 31.III(13.IV).1904, д. Семёновская Московской губернии] - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1920. Родился в семье крестьянина. Учился в Можайском реальном училище. С 1918 - секретарь одной из первых комсомольских ячеек. Был делегатом III съезда РКСМ (1920). Занимался в поэтическом семинаре В. Я. Брюсова в МГУ. Начал печататься в 1921. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов (А. Безыменский, М. Светлов, В. Саянов, И. Уткин и др.), которые в 20-е годы были певцами комсомольской юности. Один из организаторов объединения комсомольских поэтов «Молодая гвардия». Стихи Жарова 20-х годов, проникнутые духом революционной романтики, партийности, оптимизма, пользовались популярностью у советской молодежи. В 1924 написаны поэмы «Комсомолец», «Мастер Яков», в 1925 - «Азиаты». Особенно популярна лирическая поэма «Гармонь» (1926), в которой поэту в колоритных образах удалось показать быт, мечты, работу молодёжи 20-х годов. Стих поэмы напевен, отмечен близостью к народному творчеству. Менее удачны страдающие риторикой поэмы «Дзержинский» (1934-53), «Варя Одинцова» (1938). Революционной героике посвящены исторические новеллы в стихах «Два паспорта» (1934) и «Товарищ Ворошилов» (1935). В годы Великой Отечественной войны Жаров находился в действующем военно-морском флоте, опубликовал много патриотических стихов, поэмы «Богатырь» (1942), «Керим» (1942), «Борис Сафонов» (1944). В послевоенные годы Жаров пишет лирико-публицистические стихи, подписи к сатирическим плакатам, переводит поэтов братских народов. Жарову принадлежат тексты популярных песен «Взвейтесь кострами, синие ночи» (длительное время был гимном пионеров), «Заветный камень», «Грустные ивы», «Мы за мир» и др. Простая и доступная по форме, бодрая и жизнеутверждающая поэзия Жарова откликается на «злобу дня», на события общественной жизни.
Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1954; Тридцать пять. Стихи и поэмы. 1921-1956, М., 1956; Знаменосцы юности, М., 1958; На земле, в небесах и на море. Новые стихи, М., 1960; Гармонь. Поэма, М., 1960.
Лит.: Лелевич Г., О пролетарском лит. молодняке, М.; 1926; Воронский А., Лит. типы, 2 изд., М., 1927; Долматовский Е., Певец комсомольской юности, «Огонек», 1954, № 15; Крайнев М., Певец юности, «Комс. правда», 1957, 22 янв., № 18.
Л. М. Вольпе
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964
ЖАРОВ Александр Алексеевич [1904-] - современный поэт. Родился в семье крестьянина. С 1918 до 1925 был на комсомольской работе. Печататься начал с 1919, преимущественно в комсомольской печати. С 1922 сотрудничает почти во всех центральных органах, помещающих художественную литературу, в ряде альманахов, сборников и т. п.
Жаров является поэтом «второго призыва», выдвинувшимся на смену первым пролетарским писателям ленинградского Пролеткульта и московской «Кузницы». В противовес романтической и героической лирике периода гражданской войны, лирика Жарова, как и других поэтов «второго призыва» (преимущественно комсомольцев), отразила «восстановительный» период нашего хозяйства.
Тематика первого этапа творчества Жарова разнообразна. Рядом с отдельными «героями» у Жарова - темы общего характера вплоть до «коминтерновских», но даже и в этом последнем случае они более конкретны и менее символичны, чем это было у поэтов Пролеткульта; они подчинены задачам дня, и в этом смысле поэзия Жарова в значительной своей части «календарна» - это отклик на то или иное событие советских буден или поэтическая раскраска советских праздников.
Общее настроение, которым проникнута поэзия Жарова, - бодрый и жизнерадостный гимн революционным будням, строителям нового мира, в особенности же революционной молодёжи (комсомольская тематика занимает самое большое место в поэзии Жарова):
«Радость, радость, цветы и звенья, Буйствуй молодостью в молодёжи».
Жаров остаётся таким же приподнятым лириком и в большинстве своих поэм, которые не столько развёртывают образы и типы в их внутренней психологической сущности, сколько их лирически воспевают (если это друзья) или бичуют (если это враги - например: хулиган в «Гармони», белогвардеец Лузгин в «Азиатах» и т. д.).
Последние стихи Жарова, рядом с современной пролетарской прозой широкого эпического размаха повторяющие прежние публицистические мотивы в недвижных формах ранней его поэтики, - риторичны и художественно неубедительны. Новые же мотивы, правда, свидетельствуют о некотором сдвиге поэта, но идут они в сторону от прямых путей пролетарской поэзии и несут на себе следы влияния мелкобуржуазной стихии, которая делает поэта проводником отдельных своих настроений.
Особенно сказывается этот поворот в лирике, посвящённой женщине. Лирическую героиню первых стихов Жарова - комсомолку, товарища и политического борца - оттесняет женщина-самка. «Разоблачение» лирической героини, начатое в известном стихотворении «Сними, мой друг, скорее сапоги… чтоб не испортить линии ноги» - Жаров довёл до конца, предложив в качестве заведующей женотделом… евангельскую блудницу Магдалину!
Жаров «оправдывал» такие настроения как неизбежные «издержки производства» при стройке нового быта, как своеобразную дань с трудом изживаемому прошлому. Так ли это - покажет будущее.
Библиография: I. Слово о Поволжьи, М., 1921; Ледоход, М., 1921, 2-е дополн. изд., с предисл. А. В. Луначарского, М., 1925; Красная тальянка, М., 1923; изд. 2-е, М., 1925; Комсомолец, М., 1924; изд. 2-е, М., 1925; Песни юных пионеров, М., 1924; Песня о червонце, Харьков, 1924; Мастер Яков, М., 1924; Азиаты, М., 1925; Обновлённая земля, М., 1925; Наш день, Харьков, 1925; Сердце горит, М., 1925; Здравствуй, жизнь, М., 1925; Гармонь, М., 1926; Избранные стихи, М., 1926; Строй, М., 1926; Рост, М. - Л., 1927; Свинец и терпенье, М., 1927; Сердце не остудишь, М., 1927; Первый том, Стихи и поэмы, М., 1928 (сюда вошло многое из печатавшегося ранее); Мекка, М., 1928; Итальянское письмо и др. стихи, М., 1928, и ряд сборников в сотрудничестве с другими поэтами.
II. Беккер Мих., Поэт развёртывающейся жизни, «На лит-ом посту», 1926, III; Лелевич Г., О пролетарском литературном молодняке, М., 1926; Воронский А., Литературные типы, изд. 2-е, М., 1927; Диспут «О Жарове и жаровщине» в ленинградских газетах: «Смена», «Красная газета» (веч. вып.), «Ленинградская правда» за ноябрь - декабрь 1926 (статьи Штейнмана, Тура и Блейнгардта); Против травли т. Жарова (в ответ на предыдущие статьи), «На лит-ом посту», 1927, I (за подписью секретариата ВАПП).
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.
С. Малахов
Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939