Домой Вниз Поиск по сайту

Александр Жаров

ЖАРОВ Александр Алексеевич [31 марта (13 апреля) 1904, деревня Семёновская Московской губернии (ныне Можайского района Московской области) - 7 сентября 1987, Москва], русский советский поэт.

Александр Жаров. Alexander Zharov

Подробнее

Фотогалерея (5)

СТИХИ (16):

Вверх Вниз

После долгих путей-перепутий

Не могу я на вас наглядеться,
Подмосковные наши края…
Здесь
Неслышно прошло моё детство,
Здесь промчалась и юность моя.

… (далее по ссылке ниже)

1964


Читает Александр Жаров:

Звук

Поздняя любовь

Пусть кричат с окрестных колоколен
Злые языки наперебой!
Болен я.
Я в самом деле болен,
Поздняя любовь моя, тобой.

… (далее по ссылке ниже)

19??


Читает Александр Жаров:

Звук

О тебе

О тебе, пушистой, лёгкой, звонкой,
В самом сердце память берегу.
Встретилась ты мне совсем девчонкой
Где-то на малеевском снегу,

… (далее по ссылке ниже)

1957


Читает Александр Жаров:

Звук

Волжанка синеглазая

Весенний день над Волгою
Пылал зарёю жаркою,
Когда в походе встретился
Донской казак с волжанкою.

… (далее по ссылке ниже)

1952


Читает Александр Жаров:

Звук

Вечер

Стихли солнца золотые вихри
Где-то в сумраке лесистых гор.
Неугомонное сердце, затихни,
Слушай звездопадный разговор!..

… (далее по ссылке ниже)

1951


Читает Александр Жаров:

Звук

Где ты, утро раннее?

Где ты, утро раннее,
Светлые мечтания?
Юность комсомольскую
Вовек не позабыть.
Первое свидание:
Встреча и прощание.
Спеть бы песню грустную,
Да некогда грустить.

… (далее по ссылке ниже)

19??


Поёт Геннадий Белов. Музыка: Н.Богословский.

Звук

А в глазах весну несли они

Пополнели, стали матерями
Тоненькие девушки страны,
Те, что проходили вместе с нами
Сквозь большой огонь
Большой войны.

… (далее по ссылке ниже)

19??


Читает Александр Жаров:

Звук

Мы за мир!

Всей земли народ
Пусть тревогу бьёт:
Будем мир беречь!
Встанем, как один, -
Скажем: не дадим
Вновь войну зажечь!

   Мы за мир! И песню эту
   Понесём, друзья, по свету.
   Пусть она в сердцах людей звучит:
   Смелей. Вперёд за мир!
   Не бывать войне-пожару,
   Не пылать земному шару!
   Наша воля твёрже, чем гранит.

… (далее по ссылке ниже)

194?


Поёт В.Силаев. Музыка: Серафим Туликов.

Звук

Ходили мы походами

Ходили мы походами
В далёкие моря,
У берега французского
Бросали якоря.
Бывали мы в Италии,
Где воздух голубой,
И там глаза матросские
Туманились тоской.

   Помним наши рощи золотые,
   Помним степи, горы, берега!
   Милый край, Советская Россия,
   Ты морскому сердцу дорога!

… (далее по ссылке ниже)

1947


Поёт Юрий Богатиков. Музыка: Константин Листов.

Звук

Заветный камень

Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Чёрное море.
Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря.

   И грозный, солёный, бушующий вал
   О шлюпку волну за волной разбивал.
   В туманной дали
   Не видно земли,
   Ушли далеко корабли.

… (далее по ссылке ниже)

1943


Поёт Леонид Утёсов (1944 г.). Музыка: Борис Мокроусов.

Звук

Моряки-москвичи

Присмирело море Баренца,
Ночь над берегом тиха.
За скалой в сторонке варится
Краснофлотская уха.

… (далее по ссылке ниже)

1942


Читает Александр Жаров:

Звук

Грустные ивы

Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывёт над водой.
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.

… (далее по ссылке ниже)

?


Поёт Владимир Бунчиков. Музыка: Матвей Блантер.

Звук

Прощание с морем

Джеку Алтаузену
Дай же на тебя мне наглядеться,
Волнами звенящая лазурь,
Море чистое и ясное как детство,
Полное предчувствиями бурь.

… (далее по ссылке ниже)

19??


Читает Александр Жаров:

Звук

Взвейтесь кострами

Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы - пионеры, дети рабочих.

     Близится эра
     Светлых годов.
     Клич пионера -
     «Всегда будь готов!»

… (далее по ссылке ниже)

1922


Музыка: С. Дёшкин.

Звук

На коне

Вёрсты, как дни, пролетают,
Конь подо мною кипит.
Юность моя удалая –
Цоканье звонких копыт.

… (далее по ссылке ниже)

1921


Читает Александр Жаров:

Звук

На лекцию, за книгу

На лекцию, за книгу, за тетрадь!
Врывайтесь в дебри формул и законов!
Нам надо научиться понимать
Язык ветров и солнца перезвоны…

… (далее по ссылке ниже)

1920


Читает Александр Жаров:

Звук

Вверх Вниз

Биография

Жаров Александр Алексеевич [р. 31.3 (13.4). 1904, д. Семёновская, ныне Можайского района Московской области], русский советский поэт. В комсомоле с 1918. Член КПСС с 1920. Учился в МГУ, занимался в поэтическом семинаре В. Я. Брюсова.

Начал печататься в 1921. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов. В 1925 опубликовал книгу стихов «Ледоход» (с предисловием А.В.Луначарского); отдельными изданиями выходили поэмы «Комсомолец» (1924), «Мастер Яков» (1924), «Азиаты» (1925), самая популярная поэма Жарова - «Гармонь» (1926). В 30-х гг. создал поэмы «Два паспорта», «Сентиментальный друг», «Варя Одинцова» (1938). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Жаров находился в действующем военно-морском флоте. Написал много патриотических стихов и поэмы о героях-моряках: «Богатырь» (1942), «Керим» (1942), «Борис Сафонов» (1944). Начиная с пионерской песни «Взвейтесь кострами», Жаров создал широко популярные песни: «Заветный камень», «Грустные ивы», «Мы за мир», «Ходили мы походами», «Где ты, утро раннее?» и др. Много работает в жанре политического плаката. Награждён 4 орденами, а также медалями.

Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1954; На земле, в небесах и на море. Новые стихи, М., 1960; Стихи. Песни. Поэмы. [Предисл. М. Матусовского], М., 1964; Заветный камень, М., 1967; Страна юности, 1921-1968, [Вступ. ст. П. Железнякова], М., 1968.

Лит.: Тарасенков Ан., Русские поэты XX века. 1900-1955, Библиография, М., 1966.

«Большая советская энциклопедия», 1969-1978.


ЖАРОВ, Александр Алексеевич [р. 31.III(13.IV).1904, д. Семёновская Московской губернии] - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1920. Родился в семье крестьянина. Учился в Можайском реальном училище. С 1918 - секретарь одной из первых комсомольских ячеек. Был делегатом III съезда РКСМ (1920). Занимался в поэтическом семинаре В. Я. Брюсова в МГУ. Начал печататься в 1921. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов (А. Безыменский, М. Светлов, В. Саянов, И. Уткин и др.), которые в 20-е годы были певцами комсомольской юности. Один из организаторов объединения комсомольских поэтов «Молодая гвардия». Стихи Жарова 20-х годов, проникнутые духом революционной романтики, партийности, оптимизма, пользовались популярностью у советской молодежи. В 1924 написаны поэмы «Комсомолец», «Мастер Яков», в 1925 - «Азиаты». Особенно популярна лирическая поэма «Гармонь» (1926), в которой поэту в колоритных образах удалось показать быт, мечты, работу молодёжи 20-х годов. Стих поэмы напевен, отмечен близостью к народному творчеству. Менее удачны страдающие риторикой поэмы «Дзержинский» (1934-53), «Варя Одинцова» (1938). Революционной героике посвящены исторические новеллы в стихах «Два паспорта» (1934) и «Товарищ Ворошилов» (1935). В годы Великой Отечественной войны Жаров находился в действующем военно-морском флоте, опубликовал много патриотических стихов, поэмы «Богатырь» (1942), «Керим» (1942), «Борис Сафонов» (1944). В послевоенные годы Жаров пишет лирико-публицистические стихи, подписи к сатирическим плакатам, переводит поэтов братских народов. Жарову принадлежат тексты популярных песен «Взвейтесь кострами, синие ночи» (длительное время был гимном пионеров), «Заветный камень», «Грустные ивы», «Мы за мир» и др. Простая и доступная по форме, бодрая и жизнеутверждающая поэзия Жарова откликается на «злобу дня», на события общественной жизни.

Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1954; Тридцать пять. Стихи и поэмы. 1921-1956, М., 1956; Знаменосцы юности, М., 1958; На земле, в небесах и на море. Новые стихи, М., 1960; Гармонь. Поэма, М., 1960.

Лит.: Лелевич Г., О пролетарском лит. молодняке, М.; 1926; Воронский А., Лит. типы, 2 изд., М., 1927; Долматовский Е., Певец комсомольской юности, «Огонек», 1954, № 15; Крайнев М., Певец юности, «Комс. правда», 1957, 22 янв., № 18.

Л. М. Вольпе

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964


ЖАРОВ Александр Алексеевич [1904-] - современный поэт. Родился в семье крестьянина. С 1918 до 1925 был на комсомольской работе. Печататься начал с 1919, преимущественно в комсомольской печати. С 1922 сотрудничает почти во всех центральных органах, помещающих художественную литературу, в ряде альманахов, сборников и т. п.

Жаров является поэтом «второго призыва», выдвинувшимся на смену первым пролетарским писателям ленинградского Пролеткульта и московской «Кузницы». В противовес романтической и героической лирике периода гражданской войны, лирика Жарова, как и других поэтов «второго призыва» (преимущественно комсомольцев), отразила «восстановительный» период нашего хозяйства.

Тематика первого этапа творчества Жарова разнообразна. Рядом с отдельными «героями» у Жарова - темы общего характера вплоть до «коминтерновских», но даже и в этом последнем случае они более конкретны и менее символичны, чем это было у поэтов Пролеткульта; они подчинены задачам дня, и в этом смысле поэзия Жарова в значительной своей части «календарна» - это отклик на то или иное событие советских буден или поэтическая раскраска советских праздников.

Общее настроение, которым проникнута поэзия Жарова, - бодрый и жизнерадостный гимн революционным будням, строителям нового мира, в особенности же революционной молодёжи (комсомольская тематика занимает самое большое место в поэзии Жарова):

«Радость, радость, цветы и звенья,
Буйствуй молодостью в молодёжи».

Жаров остаётся таким же приподнятым лириком и в большинстве своих поэм, которые не столько развёртывают образы и типы в их внутренней психологической сущности, сколько их лирически воспевают (если это друзья) или бичуют (если это враги - например: хулиган в «Гармони», белогвардеец Лузгин в «Азиатах» и т. д.).

Последние стихи Жарова, рядом с современной пролетарской прозой широкого эпического размаха повторяющие прежние публицистические мотивы в недвижных формах ранней его поэтики, - риторичны и художественно неубедительны. Новые же мотивы, правда, свидетельствуют о некотором сдвиге поэта, но идут они в сторону от прямых путей пролетарской поэзии и несут на себе следы влияния мелкобуржуазной стихии, которая делает поэта проводником отдельных своих настроений.

Особенно сказывается этот поворот в лирике, посвящённой женщине. Лирическую героиню первых стихов Жарова - комсомолку, товарища и политического борца - оттесняет женщина-самка. «Разоблачение» лирической героини, начатое в известном стихотворении «Сними, мой друг, скорее сапоги… чтоб не испортить линии ноги» - Жаров довёл до конца, предложив в качестве заведующей женотделом… евангельскую блудницу Магдалину!

Жаров «оправдывал» такие настроения как неизбежные «издержки производства» при стройке нового быта, как своеобразную дань с трудом изживаемому прошлому. Так ли это - покажет будущее.

Библиография: I. Слово о Поволжьи, М., 1921; Ледоход, М., 1921, 2-е дополн. изд., с предисл. А. В. Луначарского, М., 1925; Красная тальянка, М., 1923; изд. 2-е, М., 1925; Комсомолец, М., 1924; изд. 2-е, М., 1925; Песни юных пионеров, М., 1924; Песня о червонце, Харьков, 1924; Мастер Яков, М., 1924; Азиаты, М., 1925; Обновлённая земля, М., 1925; Наш день, Харьков, 1925; Сердце горит, М., 1925; Здравствуй, жизнь, М., 1925; Гармонь, М., 1926; Избранные стихи, М., 1926; Строй, М., 1926; Рост, М. - Л., 1927; Свинец и терпенье, М., 1927; Сердце не остудишь, М., 1927; Первый том, Стихи и поэмы, М., 1928 (сюда вошло многое из печатавшегося ранее); Мекка, М., 1928; Итальянское письмо и др. стихи, М., 1928, и ряд сборников в сотрудничестве с другими поэтами.

II. Беккер Мих., Поэт развёртывающейся жизни, «На лит-ом посту», 1926, III; Лелевич Г., О пролетарском литературном молодняке, М., 1926; Воронский А., Литературные типы, изд. 2-е, М., 1927; Диспут «О Жарове и жаровщине» в ленинградских газетах: «Смена», «Красная газета» (веч. вып.), «Ленинградская правда» за ноябрь - декабрь 1926 (статьи Штейнмана, Тура и Блейнгардта); Против травли т. Жарова (в ответ на предыдущие статьи), «На лит-ом посту», 1927, I (за подписью секретариата ВАПП).

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.

С. Малахов

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Админ Вверх
МЕНЮ САЙТА