Андрей Вознесенский. Поэма «Мастера»
Биография и стихотворения А. Вознесенского
Другая поэма:
Биография и стихотворения А. Вознесенского
Другая поэма:
Колокола, гудошники… Звон. Звон… Вам, художники всех времён! Вам, Микеланджело, Барма, Дант! Вас молниею заживо испепелял талант. Ваш молот не колонны и статуи тесал - сбивал со лбов короны и троны сотрясал. Художник первородный - всегда трибун. В нём дух переворота и вечно - бунт. Вас в стены муровали. Сжигали на кострах. Монахи муравьями плясали на костях. Искусство воскресало из казней и из пыток и било, как кресало, о камни Моабитов. Кровавые мозоли. Зола и пот. И Музу, точно Зою, вели на эшафот. Но нет противоядия её святым словам - Воители, ваятели, слава вам!
Москва бурлит, как варево, под колокольный звон… Вам, варвары всех времён! Цари, тираны, в тиарах яйцевидных, в пожарищах-сутанах и с жерлами цилиндров! Империи и кассы страхуя от огня, вы видели в Пегасе троянского коня. Ваш враг - резец и кельма. И выжженные очи, как клейма, горели среди ночи. Вас моё слово судит. Да будет - срам, да будет проклятье вам! I Жил-был царь. У царя был двор. На дворе был кол. На колу не мочало - человека мотало! Хвор царь, хром царь, а у самых ворот ходит вор и бунтарь. Не туга мошна, да рука мощна! Он деревни мутит. Он царевне свистит. И ударил жезлом и велел государь, чтоб на площади главной из цветных терракот храм стоял семиглавый - семиглавый дракон. Чтоб царя сторожил. Чтоб народ страшил. II Их было смелых - семеро, их было сильных - семеро, наверно, с моря синего, или откуда с севера, где Ладога, луга, где радуга-дуга. Они ложили кладку вдоль белых берегов, чтобы взвились, точно радуга, семь разных городов. Как флаги корабельные, как песни коробейные. Один - червонный, башенный, разбойный, бесшабашный. Другой - чтобы, как девица, был белогруд, высок. А третий - точно деревце, зелёный городок! Узорные, кирпичные, цветите по холмам… Их привели опричники, чтобы построить храм. III Кудри - стружки, руки - на рубанки. Яростные, русские, красные рубахи. Очи - ой, отчаянны! При подобной силе - как бы вы нечаянно царство не спалили!.. Бросьте, дети бисовы, кельмы и резцы. Не мечите бисером изразцы. IV Не памяти юродивой вы возводили храм, а богу плодородия, его земным дарам. Здесь купола - кокосы, и тыквы - купола. И бирюза кокошников окошки оплела. Сквозь кожуру мишурную глядело с завитков, что чудилось Мичурину шестнадцатых веков. Диковины кочанные, их буйные листы, кочевников колчаны и кочетов хвосты. И башенки буравами взвивались по бокам, и купола булавами грозили облакам! И москвичи молились столь дерзкому труду - арбузу и маису в чудовищном саду. V Взглянув на главы-шлемы, боярин рёк: - У, шельмы, в бараний рог! Сплошные перламутры - сойдёшь с ума. Уж больно баламутны их сурик и сурьма. Купец галантный, куль голландский, шипел: - Ишь, надругательство, хула и украшательство. Нашёл уж царь работничков - смутьянов и разбойничков! У них не кисти, а кистени. Семь городов, антихристы, задумали они. Им наша жизнь - кабальная, им Русь - не мать! …А младший у кабатчика всё похвалялся, тать, как в ночь перед заутреней, охальник и бахвал, царевне целомудренной он груди целовал… И дьяки присные, как крысы по углам, в ладони прыснули: - Не храм, а срам!.. …А храм пылал вполнеба, как лозунг к мятежам, как пламя гнева - крамольный храм! От страха дьякон пятился, в сундук купчишко прятался. А немец, как козёл, скакал, задрав камзол. Уж как ты зол, храм антихристовый!.. А мужик стоял да подсвистывал, всё посвистывал, да поглядывал, да топор рукой всё поглаживал… VI Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай. Мы, как дьяволы, работали, а сегодня - пей, гуляй! Гуляй! Девкам юбки заголяй! Эх, на синих, на глазурных да на огненных санях… Купола горят глазуньями на распахнутых снегах. Ах! - Только губы на губах! Мимо ярмарок, где ярки яйца, кружки, караси. По соборной, по собольей, по оборванной Руси - эх, еси - только ноги уноси! Завтра новый день рабочий грянет в тысячу ладов. Ой вы, плотнички, пилите тёс для новых городов. Го-ро-дов? Может, лучше - для гробов?.. VII Тюремные стены. И нем рассвет. А где поэма? Поэмы нет. Была в семь глав она - как храм в семь глав. А нынче безгласна - как лик без глаз. Она у плахи. Стоит в ночи. . . . . . . . . И руки о рубахи отёрли палачи.
Вам сваи не бить, не гулять по лугам. Не быть, не быть, не быть городам! Узорчатым башням в тумане не плыть. Ни солнцу, ни пашням, ни соснам - не быть! Ни белым, ни синим - не быть, не бывать. И выйдет насильник губить-убивать. И женщины будут в оврагах рожать, и кони без всадников - мчаться и ржать. Сквозь белый фундамент трава прорастёт. И мрак, словно мамонт, на землю сойдёт. Растерзанным бабам на площади выть. Ни белым, ни синим, ни прочим - не быть! Ни в снах, ни воочию - нигде, никогда… Врёте, сволочи, Будут города! Над ширью вселенской в лесах золотых я, Вознесенский, воздвигну их! Я - парень с Калужской, я явно не промах. В фуфайке колючей, с хрустящим дипломом. Я той же артели, что семь мастеров. Бушуйте в артериях, двадцать веков! Я тысячерукий - руками вашими, я тысячеокий - очами вашими. Я осуществляю в стекле и металле, о чём вы мечтали, о чём - не мечтали… Я со скамьи студенческой мечтою, чтобы зданья ракетой стоступенчатой взвивались в мирозданье! И завтра ночью блядскою в 0.45 я еду Братскую осуществлять! …А вслед мне из ночи окон и бойниц уставились очи безглазых глазниц.
1959
В основе поэмы - известное предание об ослеплении Иваном Грозным зодчих собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (собор Василия Блаженного). Аналогичные легенды были широко распространены в Европе: известны чешская, болгарская, сербская, испанская, итальянская и другие версии. На материале этого предания написана поэма Д.Кедрина «Зодчие» (1948). В отличие от Кедрина, Вознесенский не фиксирует время происходящих событий; следуя общим фольклорным традициям, он усиливает символические элементы повествования: так, зодчих у него семеро (а не двое или один, как в легенде и в реальности), глав у построенного собора тоже семь (а не девять, как в первоначальном соборе Покрова), соответственно, поэма тоже делится на семь глав, и т. п. Отказывается он и от сюжетной кульминации предания - мотивировки ослепления зодчих (во всех вариантах легенды зодчих ослепляют, чтобы они не могли построить храм лучше того, что построили). Более того, мотив слепоты, ослепления вынесен Вознесенским в подтекст («…выжженные очи», «…как лик без глаз», «…очи / безглазых глазниц»), а зодчих в его поэме казнят.
Барма - прозвище одного из зодчих (или единственного зодчего) собора Покрова.
Не памяти юродивой / вы возводили храм. - Более чем через двадцать лет после освящения храма Покрова к нему была пристроена церковь во имя Василия Блаженного, знаменитого московского юродивого. Впоследствии за всем храмом закрепилось наименование «храма Василия Блаженного».
…я еду Братскую / осуществлять! - Строительство крупнейшей в мире (на тот момент) Братской гидроэлектростанции на Ангаре (1954–1967) было объявлено ударной комсомольской стройкой. Участие в строительстве Братской ГЭС принимал отец Вознесенского Андрей Николаевич.
Искусство воскресало / из казней и из пыток / и било, как кресало, / о камни Моабитов. Моабит - берлинская тюрьма. Вознесенский имеет в виду «Моабитскую тетрадь» Мусы Джалиля (1906–1944), стихи, написанные татарским поэтом в концлагере и в тюрьме. «Моабитская тетрадь» была опубликована в 1953 г. В 1957 г. Муса Джалиль посмертно был удостоен Ленинской премии.