Александр Фёдоров
ФЁДОРОВ Александр Митрофанович [6 (18) июля 1868, Саратов - 22 апреля 1949, София, Болгария] - русский поэт, прозаик, драматург, журналист.
ФЁДОРОВ Александр Митрофанович [6 (18) июля 1868, Саратов - 22 апреля 1949, София, Болгария] - русский поэт, прозаик, драматург, журналист.
Послушай, как звонят колокола Издалека. Как тишина чутка. Земля темна, а глубь небес светла И так таинственно близка. Послушай, как звонят колокола Издалека. Прозрачна и легка, В насторожённых ветках бродит мгла - Предвестница весеннего тепла. Послушай, как звонят колокола Издалека. Звенит моя тоска Предчувствием весны, и ожила Моя душа, как подо льдом река. Послушай, как звонят колокола Издалека. Ни вздоха ветерка. Ночь первую звезду свою зажгла. Весна идёт. Жди первого цветка.
1909
Шарманка за окном на улице поёт. Моё окно открыто. Вечереет. Туман с полей мне в комнату плывёт, Весны дыханье ласковое веет. Не знаю, почему дрожит моя рука. Не знаю, почему в слезах моя щека. Вот голову склонил я на руки. Глубоко Взгрустнулось о тебе. А ты… ты так далёко!
[1903]
Нет, не просите у певца Могучих песен ободренья, Когда вокруг него сердца Изнемогают от мученья, Когда, ни в чём не находя Для чувств возвышенных исхода, Толпа напрасно ждёт вождя, Борцов напрасно ждёт свобода. И не корите вы с тоской Его в покорности бесплодной: В страданьях он, как ключ с рекой, С душой сливается народной. И если стоном, полным мук, Прорвётся песнь его из груди, За вас рыдает он, как друг, За вас, измученные люди!
[1898]
Ковыль цветёт. Вся степь как бы седая, Я еду вдаль… Куда ни посмотрю - Везде простор без грани и без края, И всё поёт, цветёт, благоухая, Как гурию, приветствуя зарю. Я опьянён. Иль вижу въяве диво? Иль грезит степь былым передо мной? Арабский конь промчался горделиво: То Зюлькарнейн ведёт полки спесиво, - Но мирный скиф отхлынул пред войной. Войска прошли. Опять игра тумана: Чудь… Половцы… Биармии орда… Как сонмы туч, как волны океана, Колышутся обозы Тамерлана, Звенят мечи, кровь льётся, как вода. Кричат орлы. Зловещий ворон стонет… Туман исчез, и даль опять светла. Но кто там вновь? Иль ветер тучу гонит? Иль снова степь кого-нибудь хоронит? То Русь идёт… Гудят колокола… Очнулся я… Волшебств исчезла сила. Передо мной беспечно степь цветёт. Немой курган, безвестная могила… Лишь о минувшей вольности уныло Башкир-ямщик тоскует и поёт.
Какая даль! Какой простор! В степи, как в небе, тонет взор, И мысль летит за ним вослед, И ей нигде преграды нет. Кругом зелёный океан. На нём - волной застыл курган, И всюду, пеной бурных вод, Ковыль серебряный цветёт. Порою, с ветром наравне, Башкир промчится на коне… Стада овец, обоза цепь, Аул… А там - всё та же степь. Всё та же ширь, всё та же даль, Всё тех же рек живая сталь… Здесь царство ясной тишины. Здесь ложе северной весны!
От сияния победной Алой утренней зари Грустно меркнет месяц бледный, Звёзд тускнеют янтари. Ветерок летит, вздыхая, Перед близостью утра, И с зелёной степи, тая, Поднимается чадра. В красоте своей волшебной Развернулась степь кругом, Птичьих гимнов звон хвалебный Пал на грудь её дождём, И, дивясь великолепью Каждой травки и цветка, Точно лебеди, над степью Серебристой встали цепью Кочевые облака.
Зноен полдень. Степь не дышит. Влаги ждёт земля. Сонный ветер не колышет Пуха ковыля. Неподвижно солнце встало В бледной синеве. Кобылицы тупо, вяло Замерли в траве. Смолкли птицы, прячась в гнёздах, Всё молчит без грёз. Лишь звенит, струяся, воздух Тиканьем стрекоз; Да кругами вольный кречет Правит свой полёт Там, где солнце стрелы мечет С голубых высот.
Посмотри: с горы отлогой, Точно каменный обвал, Пыль крутя, в аул убогий Скот на отдых поскакал. Топот, рёв, блеянье, крики, Треск пастушьего кнута - Всё слилося в хаос дикий, Всюду шум и суета. Скоро всё угомонится. Блекнет вечер. Молкнет гул. С звонким ржаньем кобылицы Пронеслись в родной аул. Наступает вечер мирный - Семьи к ужину сошлись; И, дымясь, струёю жирной В вёдра прядает кумыс.
Я вышел в степь. Одета тьмою, Под звездоносною чалмою, Спит, золотая, и не спит. Всё слышит, видит и звенит Ночным стозвучным дружным хором… Над всем торжественным простором, В густой траве, вблизи, вдали Перепела, коростели Перекликаются… Чуть дышит Прохладой влажный ветерок И травы сонные колышет… Меланхоличен и далёк, Звенит бубенчик серебристый, И в уреме густой, душистой, В каком-то странном забытьи, Зовут к блаженству соловьи.
[1898]
Гурия - по Корану, вечно юная, исключительной красоты дева - награда Магомета правоверному в раю.
Зюлькарнейн - Александр Македонский.
Биармия - одни историки считают, что это - скандинавское название Белого моря; другие, основываясь на скандинавских и русских преданиях, называют так страну на крайнем северо-востоке европейской части, иногда отождествляют с «Пермью Великой».
Тамерлан (1336-1405) - среднеазиатский полководец и завоеватель.
Урема - поречье, поёмный кустарник по берегу речек; поросшая леском низменность по руслу рек. (В. Даль)
Душно… душно… Мне не спится, Ночь, как я, без сна томится, И вздыхает, И считает Маятника стук. Сердцу жутко от покоя. Бредит мысль… Открыл окно я… Тишиною Неземною Всё полно вокруг. Сад не дрогнет, не шелохнет, Влаги ждёт, без влаги сохнет… Небо в тучах; И в пахучих Чашечках цветов Ароматы притаились… Точно все без слов молились, Чтоб живою Пал росою Дождь из облаков… И неясный звук раздался. То не с ветки ль лист сорвался?.. Взволновался, Зашептался Густолистый сад. Дождевые капли с неба, Как с колосьев зёрна хлеба, Осыпаясь, Учащаясь, По листве стучат. И какой-то шорох внятный, Переливный, благодатный, Стройно, важно И протяжно Потянул в ветвях… Будто вёл с землёю споры И держал переговоры О небесных, О чудесных Тайнах и делах. И под гул дождя ночного Как-то весело и ново Мне мечталось И дышалось В мраке у окна, И казалося, со мною Речью мягкою, родною Говорила И сулила Счастие весна. Чьи-то тени колыхались, Чьи-то очи загорались, Вспоминались, Улыбались Милые черты… Дождь прошёл… Душистый, свежий Смолкнул сад… Всё тише, реже Трепетали И роняли Капельки листы.
[1897]
Все мы - несчастные, все мы - заблудшие, Тёмною ночью без света бродящие. Грёзы, стремленья, желания лучшие - Всё это призраки, вмиг проходящие. Нам непонятны веления тайные, Жизни земной предсказания смутные, - Мы - только атомы жизни случайные, Мира печального гости минутные.
1897
Я устаю. Мне с каждым днём труднее Борьба и жизнь… Соблазн манит меня. Во тьме ночной для сердца всё страшнее Коварный свет болотного огня. Я духом слаб, и нет кругом опоры. Зло шепчет мне: «Свой факел погаси!» Нет, нет! К тебе я обращаю взоры, Поэзия! Спаси меня! Спаси! Ты - вздох небес. Твой непорочный пламень Неугасим! Ты им сердца живишь. Ты в божество преображаешь камень, Мгновенным снам бессмертие даришь! Явись ко мне! От пошлости надменной Мой шаткий дух к святыне вознеси! Пусть он падёт к стопам её смиренный!.. Поэзия! Спаси меня! Спаси! Спаси меня! Как мрачных дум Саула, Коснись души могуществом крыла! Ты в грудь мою святой огонь вдохнула, Но силы мне для битвы не дала. О, верю я, - хоть ум туманит горе, - Есть правда здесь, есть Бог на небеси. Но человек - песчинка в бурном море… Молюсь тебе с надеждою во взоре, Поэзия! Спаси меня! Спаси!
1896
Александр Митрофанович Фёдоров родился в 1868 году в Саратове в семье бывшего крепостного крестьянина-пастуха, позднее имевшего сапожную мастерскую. Отец и мать были малограмотными; единственным чтением в семье было Евангелие.
Фёдоров закончил приходское училище, был отдан в реальное училище; одиннадцати лет остался круглым сиротой, продолжал учёбу за казённый счёт.
В училище с большим неудовольствием встретили его первые литературные опыты, и обучение он так и не закончил (вследствие столкновения с директором, за 2 месяца до окончания курса должен был оставить училище). В это время Фёдоров совершил попытку самоубийства, закончившуюся тяжёлым пулевым ранением.
Выйдя из больницы, Фёдоров отправился в Москву, чтобы посвятить себя занятиям литературой. В Москве даёт частные уроки, затем увлекается театром и поступает на сцену, с успехом выступая в «Дон-Карлосе», «Доходном месте» и др., странствует с театром по провинции (1888 - 1890), живёт в Уфе, с 1896 года - в Одессе, где сотрудничает в местных газетах.
В 1894 году в Москве вышла его первая книга «Стихотворения», благосклонно встреченная критикой. В 1895 Фёдоров выпустил отдельным изданием стихотворные переводы поэмы Теннисона «Maud» и «Света Азии» Эдвина Арнольда; в 1898 - вторую книгу «Стихотворений», получившую положительную оценку И. Бунина; в 1900 - перевод стихотворений Ады Негри, в 1903 - третью книгу «Стихотворений». В «Живописном Обозрении» за 1898 поместил роман «Степь сказалась» (отдельно издано в 1900), посвящённый эпопее расхищения башкирских земель; в 1899 - там же роман «Наследство».
В 1901 Фёдоров устраивал в Уфимской и Самарской губерниях столовые для голодающих. Под впечатлением этой поездки написал роман «Земля» («Русское Богатство», 1903). Четвёртый роман Фёдорова, «Природа», печатается в «Мире Божьем» в 1904. В последующие 10 лет было издано ещё около десятка романов, несколько сборников рассказов и т.д.
В 1901 г. с огромным успехом была поставлена на Александринском театре в Санкт-Петербурге комедия в 5 действиях «Бурелом», принадлежащая к разряду так называемых «пьес настроения». С меньшим успехом шли другие пьесы Фёдорова «Катастрофа» (1899, в сотрудничестве с А. Н. Будищевым ), «Старый дом» (1902) и «Обыкновенная женщина» (1904). Пьесы Федорова собраны в книге, изданной в 1903.
В 1903 Фёдоров совершил путешествие на Дальний Восток, был в Турции, Греции, Египте, Индии, Японии, Китае. Впечатления этого путешествия напечатаны в журнале «Родник» в 1904. Писатель чрезвычайно плодовитый, Фёдоров написал также огромное количество фельетонов и статей всякого рода в одесских газетах и др. Для издания Шекспира, под редакцией С. А. Венгерова, перевёл «Троила и Крессиду», поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция» и ряд сонетов.
С 1920 в эмиграции.
Умер Фёдоров в 1949 году в Болгарии, где после революции жил и преподавал в гимназиях русский язык и литературу.
ФЁДОРОВ, Александр Митрофанович [6(18). VII. 1868, Саратов, — 1949, София] - русский писатель. Сын крестьянина. Был исключён из реального училища, вёл бродячую жизнь, выступал на сцене. Систематически печатался с 1888 года. Автор беллетристических произведений, стихотворений пьес. Фёдоров - реалист-бытописатель, испытавший влияние А. П. Чехова и И. А. Бунина, с которыми был лично и творчески связан. Влияние Бунина ощутимо и в стихах Фёдорова (книга «Сонеты», 1911). Среди его произведений - романы из жизни художнков: «Природа» (1906), «Его глаза» (1913); о борьбе с голодом в Поволжье - «Земля» (1905); книги путевых очерков - «На восток» (1904), «За океан» (1909). Не приняв революции, Фёдоров оказался в эмиграции в Болгарии (с 1920 года); опубликовал здесь «Антологию болгарской поэзии» (1924). Ему принадлежат переводы на русский язык стихов А. Теннисона, Дж. Кардуччи, А. Негри, драм У. Шекспира и Э. Ростана.
Сочинения: Собрание сочинений, т.1-7, М, 1911-13; Бумажное царство, М, 1916; Заря жизни, М, 1916; Солнце и кровь, М, 1917; Солнце жизни, т.1-2, М, 1917; Моя весна, М, 1918; Автобиография, в кн: Фидлер Ф. Ф. (составитель). Первые литературные шаги, М, 1911.
Литература: Фёдорова Л. К., А. П. Чехов [Воспоминания], в кн: Литературное наследство, т.68, М, 1960; История русской литературы конца XIX - начала XX в. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1963.
Л. Н. Чертков
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972
ФЁДОРОВ Александр Митрофанович [1868-], писатель. Родился в Саратове, в семье крестьянина-пастуха, впоследствии сапожника. Исключённый из реального училища, выступал в качестве актёра на провинциальной сцене, печатался в «Русском богатстве» и провинциальной прессе. В 1901, в связи с успехом своей пьесы «Бурелом» в Александринском театре, окончательно перешёл к литературной деятельности. С 1920 белоэмигрант.
Фёдоров написал большое количество стихов, романов, рассказов, пьес, газетных фельетонов и статей. Во всех его произведениях бесцветное «народолюбие», скорбные мотивы восьмидесятников и эпигонский реализм либеральных народников сочетаются с парфюмерным эстетизмом и экзотикой модернистов.
Фёдоров выступал также в качестве переводчика Эдвина Арнольдса («Свет Азии»), Шекспира, Теннисона, Ады Негри и др.
Библиография: I. Собр. соч., изд. Н. Н. Клочкова, М., 1911-1913; Рассказы, 2 тт., изд. О. Н. Поповой, СПБ, 1903; Пьесы, изд. О. Н. Поповой, СПБ, 1903; Земля, роман, изд. Скирмунта, М., 1905; Природа, роман, изд. Скирмунта, СПБ, 1906; Сонеты, изд. Шиповник, СПБ; 1907; Степь сказалась. Роман, изд. 3, «Московск. книгоиздательство», М., 1912; Стихотворения, СПБ, 1909; Камни. Роман, изд. «Мир божий», СПБ, 1907, и друг. изд.
Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.