Домой Вниз Поиск по сайту

Александр Фёдоров

ФЁДОРОВ Александр Митрофанович [6 (18) июля 1868, Саратов - 22 апреля 1949, София, Болгария] - русский поэт, прозаик, драматург, журналист.

Александр Фёдоров. Alexander Fedorov

Подробнее

Фотогалерея (2)

СТИХИ (7):

Вверх Вниз

Суббота

Послушай, как звонят колокола
Издалека. Как тишина чутка.
Земля темна, а глубь небес светла
И так таинственно близка.

Послушай, как звонят колокола
Издалека. Прозрачна и легка,
В насторожённых ветках бродит мгла -
Предвестница весеннего тепла.

Послушай, как звонят колокола
Издалека. Звенит моя тоска
Предчувствием весны, и ожила
Моя душа, как подо льдом река.

Послушай, как звонят колокола
Издалека. Ни вздоха ветерка.
Ночь первую звезду свою зажгла.
Весна идёт. Жди первого цветка.

1909


***

Шарманка за окном на улице поёт.
Моё окно открыто. Вечереет.
Туман с полей мне в комнату плывёт,
Весны дыханье ласковое веет.

Не знаю, почему дрожит моя рука.
Не знаю, почему в слезах моя щека.
Вот голову склонил я на руки. Глубоко
Взгрустнулось о тебе. А ты…
                            ты так далёко!

[1903]


***

Нет, не просите у певца
Могучих песен ободренья,
Когда вокруг него сердца
Изнемогают от мученья,

Когда, ни в чём не находя
Для чувств возвышенных исхода,
Толпа напрасно ждёт вождя,
Борцов напрасно ждёт свобода.

И не корите вы с тоской
Его в покорности бесплодной:
В страданьях он, как ключ с рекой,
С душой сливается народной.

И если стоном, полным мук,
Прорвётся песнь его из груди,
За вас рыдает он, как друг,
За вас, измученные люди!

[1898]


В башкирской степи
1

Ковыль цветёт. Вся степь как бы седая,
Я еду вдаль… Куда ни посмотрю -
Везде простор без грани и без края,
И всё поёт, цветёт, благоухая,
Как гурию, приветствуя зарю.

Я опьянён. Иль вижу въяве диво?
Иль грезит степь былым передо мной?
Арабский конь промчался горделиво:
То Зюлькарнейн ведёт полки спесиво, -
Но мирный скиф отхлынул пред войной.

Войска прошли. Опять игра тумана:
Чудь… Половцы… Биармии орда…
Как сонмы туч, как волны океана,
Колышутся обозы Тамерлана,
Звенят мечи, кровь льётся, как вода.

Кричат орлы. Зловещий ворон стонет…
Туман исчез, и даль опять светла.
Но кто там вновь? Иль ветер тучу гонит?
Иль снова степь кого-нибудь хоронит?
То Русь идёт… Гудят колокола…

Очнулся я… Волшебств исчезла сила.
Передо мной беспечно степь цветёт.
Немой курган, безвестная могила…
Лишь о минувшей вольности уныло
Башкир-ямщик тоскует и поёт.

2

Какая даль! Какой простор!
В степи, как в небе, тонет взор,
И мысль летит за ним вослед,
И ей нигде преграды нет.

Кругом зелёный океан.
На нём - волной застыл курган,
И всюду, пеной бурных вод,
Ковыль серебряный цветёт.

Порою, с ветром наравне,
Башкир промчится на коне…
Стада овец, обоза цепь,
Аул… А там - всё та же степь.

Всё та же ширь, всё та же даль,
Всё тех же рек живая сталь…

Здесь царство ясной тишины.
Здесь ложе северной весны!

3
Рассвет

От сияния победной
Алой утренней зари
Грустно меркнет месяц бледный,
Звёзд тускнеют янтари.

Ветерок летит, вздыхая,
Перед близостью утра,
И с зелёной степи, тая,
Поднимается чадра.

В красоте своей волшебной
Развернулась степь кругом,
Птичьих гимнов звон хвалебный
Пал на грудь её дождём,

И, дивясь великолепью
Каждой травки и цветка,
Точно лебеди, над степью
Серебристой встали цепью
Кочевые облака.

4
Полдень

Зноен полдень. Степь не дышит.
   Влаги ждёт земля.
Сонный ветер не колышет
   Пуха ковыля.

Неподвижно солнце встало
   В бледной синеве.
Кобылицы тупо, вяло
   Замерли в траве.

Смолкли птицы, прячась в гнёздах,
   Всё молчит без грёз.
Лишь звенит, струяся, воздух
   Тиканьем стрекоз;

Да кругами вольный кречет
   Правит свой полёт
Там, где солнце стрелы мечет
   С голубых высот.

5
Вечер

Посмотри: с горы отлогой,
Точно каменный обвал,
Пыль крутя, в аул убогий
Скот на отдых поскакал.

Топот, рёв, блеянье, крики,
Треск пастушьего кнута -
Всё слилося в хаос дикий,
Всюду шум и суета.

Скоро всё угомонится.
Блекнет вечер. Молкнет гул.
С звонким ржаньем кобылицы
Пронеслись в родной аул.

Наступает вечер мирный -
Семьи к ужину сошлись;
И, дымясь, струёю жирной
В вёдра прядает кумыс.

6
Ночь

Я вышел в степь. Одета тьмою,
Под звездоносною чалмою,
Спит, золотая, и не спит.
Всё слышит, видит и звенит

Ночным стозвучным дружным хором…
Над всем торжественным простором,
В густой траве, вблизи, вдали
Перепела, коростели

Перекликаются… Чуть дышит
Прохладой влажный ветерок
И травы сонные колышет…
Меланхоличен и далёк,

Звенит бубенчик серебристый,
И в уреме густой, душистой,
В каком-то странном забытьи,
Зовут к блаженству соловьи.

[1898]


Гурия - по Корану, вечно юная, исключительной красоты дева - награда Магомета правоверному в раю.

Зюлькарнейн - Александр Македонский.

Биармия - одни историки считают, что это - скандинавское название Белого моря; другие, основываясь на скандинавских и русских преданиях, называют так страну на крайнем северо-востоке европейской части, иногда отождествляют с «Пермью Великой».

Тамерлан (1336-1405) - среднеазиатский полководец и завоеватель.

Урема - поречье, поёмный кустарник по берегу речек; поросшая леском низменность по руслу рек. (В. Даль)

Под шум дождя

Душно… душно… Мне не спится,
Ночь, как я, без сна томится,
   И вздыхает,
   И считает
 Маятника стук.
Сердцу жутко от покоя.
Бредит мысль… Открыл окно я…
   Тишиною
   Неземною
 Всё полно вокруг.

Сад не дрогнет, не шелохнет,
Влаги ждёт, без влаги сохнет…
   Небо в тучах;
   И в пахучих
 Чашечках цветов
Ароматы притаились…
Точно все без слов молились,
   Чтоб живою
   Пал росою
 Дождь из облаков…

И неясный звук раздался.
То не с ветки ль лист сорвался?..
   Взволновался,
   Зашептался
 Густолистый сад.
Дождевые капли с неба,
Как с колосьев зёрна хлеба,
   Осыпаясь,
   Учащаясь,
 По листве стучат.

И какой-то шорох внятный,
Переливный, благодатный,
   Стройно, важно
   И протяжно
 Потянул в ветвях…
Будто вёл с землёю споры
И держал переговоры
   О небесных,
   О чудесных
 Тайнах и делах.

И под гул дождя ночного
Как-то весело и ново
   Мне мечталось
   И дышалось
 В мраке у окна,
И казалося, со мною
Речью мягкою, родною
   Говорила
   И сулила
 Счастие весна.

Чьи-то тени колыхались,
Чьи-то очи загорались,
   Вспоминались,
   Улыбались
 Милые черты…
Дождь прошёл… Душистый, свежий
Смолкнул сад… Всё тише, реже
   Трепетали
   И роняли
 Капельки листы.

[1897]


***

Все мы - несчастные, все мы - заблудшие,
Тёмною ночью без света бродящие.
Грёзы, стремленья, желания лучшие -
Всё это призраки, вмиг проходящие.

Нам непонятны веления тайные,
Жизни земной предсказания смутные, -
Мы - только атомы жизни случайные,
Мира печального гости минутные.

1897


Поэзия

Я устаю. Мне с каждым днём труднее
Борьба и жизнь… Соблазн манит меня.
Во тьме ночной для сердца всё страшнее
Коварный свет болотного огня.

Я духом слаб, и нет кругом опоры.
Зло шепчет мне: «Свой факел погаси!»
Нет, нет! К тебе я обращаю взоры,
Поэзия! Спаси меня! Спаси!

Ты - вздох небес.
                  Твой непорочный пламень
Неугасим! Ты им сердца живишь.
Ты в божество преображаешь камень,
Мгновенным снам бессмертие даришь!

Явись ко мне! От пошлости надменной
Мой шаткий дух к святыне вознеси!
Пусть он падёт к стопам её смиренный!..
Поэзия! Спаси меня! Спаси!

Спаси меня! Как мрачных дум Саула,
Коснись души могуществом крыла!
Ты в грудь мою святой огонь вдохнула,
Но силы мне для битвы не дала.

О, верю я, - хоть ум туманит горе, -
Есть правда здесь, есть Бог на небеси.
Но человек - песчинка в бурном море…
Молюсь тебе с надеждою во взоре,
Поэзия! Спаси меня! Спаси!

1896


Вверх Вниз

Биография

Александр Митрофанович Фёдоров родился в 1868 году в Саратове в семье бывшего крепостного крестьянина-пастуха, позднее имевшего сапожную мастерскую. Отец и мать были малограмотными; единственным чтением в семье было Евангелие.

Фёдоров закончил приходское училище, был отдан в реальное училище; одиннадцати лет остался круглым сиротой, продолжал учёбу за казённый счёт.

В училище с большим неудовольствием встретили его первые литературные опыты, и обучение он так и не закончил (вследствие столкновения с директором, за 2 месяца до окончания курса должен был оставить училище). В это время Фёдоров совершил попытку самоубийства, закончившуюся тяжёлым пулевым ранением.

Выйдя из больницы, Фёдоров отправился в Москву, чтобы посвятить себя занятиям литературой. В Москве даёт частные уроки, затем увлекается театром и поступает на сцену, с успехом выступая в «Дон-Карлосе», «Доходном месте» и др., странствует с театром по провинции (1888 - 1890), живёт в Уфе, с 1896 года - в Одессе, где сотрудничает в местных газетах.

В 1894 году в Москве вышла его первая книга «Стихотворения», благосклонно встреченная критикой. В 1895 Фёдоров выпустил отдельным изданием стихотворные переводы поэмы Теннисона «Maud» и «Света Азии» Эдвина Арнольда; в 1898 - вторую книгу «Стихотворений», получившую положительную оценку И. Бунина; в 1900 - перевод стихотворений Ады Негри, в 1903 - третью книгу «Стихотворений». В «Живописном Обозрении» за 1898 поместил роман «Степь сказалась» (отдельно издано в 1900), посвящённый эпопее расхищения башкирских земель; в 1899 - там же роман «Наследство».

В 1901 Фёдоров устраивал в Уфимской и Самарской губерниях столовые для голодающих. Под впечатлением этой поездки написал роман «Земля» («Русское Богатство», 1903). Четвёртый роман Фёдорова, «Природа», печатается в «Мире Божьем» в 1904. В последующие 10 лет было издано ещё около десятка романов, несколько сборников рассказов и т.д.

В 1901 г. с огромным успехом была поставлена на Александринском театре в Санкт-Петербурге комедия в 5 действиях «Бурелом», принадлежащая к разряду так называемых «пьес настроения». С меньшим успехом шли другие пьесы Фёдорова «Катастрофа» (1899, в сотрудничестве с А. Н. Будищевым ), «Старый дом» (1902) и «Обыкновенная женщина» (1904). Пьесы Федорова собраны в книге, изданной в 1903.

В 1903 Фёдоров совершил путешествие на Дальний Восток, был в Турции, Греции, Египте, Индии, Японии, Китае. Впечатления этого путешествия напечатаны в журнале «Родник» в 1904. Писатель чрезвычайно плодовитый, Фёдоров написал также огромное количество фельетонов и статей всякого рода в одесских газетах и др. Для издания Шекспира, под редакцией С. А. Венгерова, перевёл «Троила и Крессиду», поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция» и ряд сонетов.

С 1920 в эмиграции.

Умер Фёдоров в 1949 году в Болгарии, где после революции жил и преподавал в гимназиях русский язык и литературу.


ФЁДОРОВ, Александр Митрофанович [6(18). VII. 1868, Саратов, — 1949, София] - русский писатель. Сын крестьянина. Был исключён из реального училища, вёл бродячую жизнь, выступал на сцене. Систематически печатался с 1888 года. Автор беллетристических произведений, стихотворений пьес. Фёдоров - реалист-бытописатель, испытавший влияние А. П. Чехова и И. А. Бунина, с которыми был лично и творчески связан. Влияние Бунина ощутимо и в стихах Фёдорова (книга «Сонеты», 1911). Среди его произведений - романы из жизни художнков: «Природа» (1906), «Его глаза» (1913); о борьбе с голодом в Поволжье - «Земля» (1905); книги путевых очерков - «На восток» (1904), «За океан» (1909). Не приняв революции, Фёдоров оказался в эмиграции в Болгарии (с 1920 года); опубликовал здесь «Антологию болгарской поэзии» (1924). Ему принадлежат переводы на русский язык стихов А. Теннисона, Дж. Кардуччи, А. Негри, драм У. Шекспира и Э. Ростана.

Сочинения: Собрание сочинений, т.1-7, М, 1911-13; Бумажное царство, М, 1916; Заря жизни, М, 1916; Солнце и кровь, М, 1917; Солнце жизни, т.1-2, М, 1917; Моя весна, М, 1918; Автобиография, в кн: Фидлер Ф. Ф. (составитель). Первые литературные шаги, М, 1911.

Литература: Фёдорова Л. К., А. П. Чехов [Воспоминания], в кн: Литературное наследство, т.68, М, 1960; История русской литературы конца XIX - начала XX в. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1963.

Л. Н. Чертков

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972


ФЁДОРОВ Александр Митрофанович [1868-], писатель. Родился в Саратове, в семье крестьянина-пастуха, впоследствии сапожника. Исключённый из реального училища, выступал в качестве актёра на провинциальной сцене, печатался в «Русском богатстве» и провинциальной прессе. В 1901, в связи с успехом своей пьесы «Бурелом» в Александринском театре, окончательно перешёл к литературной деятельности. С 1920 белоэмигрант.

Фёдоров написал большое количество стихов, романов, рассказов, пьес, газетных фельетонов и статей. Во всех его произведениях бесцветное «народолюбие», скорбные мотивы восьмидесятников и эпигонский реализм либеральных народников сочетаются с парфюмерным эстетизмом и экзотикой модернистов.

Фёдоров выступал также в качестве переводчика Эдвина Арнольдса («Свет Азии»), Шекспира, Теннисона, Ады Негри и др.

Библиография: I. Собр. соч., изд. Н. Н. Клочкова, М., 1911-1913; Рассказы, 2 тт., изд. О. Н. Поповой, СПБ, 1903; Пьесы, изд. О. Н. Поповой, СПБ, 1903; Земля, роман, изд. Скирмунта, М., 1905; Природа, роман, изд. Скирмунта, СПБ, 1906; Сонеты, изд. Шиповник, СПБ; 1907; Степь сказалась. Роман, изд. 3, «Московск. книгоиздательство», М., 1912; Стихотворения, СПБ, 1909; Камни. Роман, изд. «Мир божий», СПБ, 1907, и друг. изд.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.

Админ Вверх