Домой Вниз Поиск по сайту

Эдуард Багрицкий, поэма «Февраль»

Эдуард Багрицкий. Edward Bagritsky

Биография и стихотворения Э. Багрицкого

Другие поэмы:

«Человек предместья»

«Последняя ночь»

«Смерть пионерки»

«Дума про Опанаса»

«Трактир»

Февраль

Примечания

Вверх Вниз

Февраль

Вот я снова на этой земле.
						  Я снова
Прохожу под платанами молодыми,
Снова дети бегают у скамеек,
Снова море лежит в пароходном дыме…

Вольноопределяющийся, в погонах,
Обтянутых разноцветным шнуром, -
Это я - вояка, герой Стохода,
Богатырь Мазурских болот, понуро
Ковыляющий в сапогах корявых,
В налезающей на затылок шапке…

Я приехал в отпуск, чтоб каждой мышцей,
Каждой клеточкой принимать движенье
Ветра, спутанного листвою,
Голубиную теплоту дыханья
Загорелых ребят, перебежку пятен
На песке и солёную нежность моря…

Я привык уже ко всему: оттуда,
Откуда я вырвался, мне обычным
Казался мир, прожжённый снарядом,
Пробитый штыком, окрученный туго
Колючей проволокой, постыло
Воняющий потом и кислым хлебом…

Я должен найти в этом мире угол,
Где на гвоздике чистое полотенце
Пахнет матерью, подле крана - мыло,
И солнце, бегущее сквозь окошко,
Не обжигает лицо, как уголь…

Вот снова я на бульваре.
						Снова
Иван-да-Марья цветёт на клумбах,
Человек в морской фуражке читает
Книгу в малиновом переплёте;
Девочка в юбке выше колена
Играет в дьяболо; на балконе
Кричит попугай в серебряной клетке.

И я теперь среди них как равный,
Захочу - сижу, захочу - гуляю,
Захочу (если нет вблизи офицера) -
Закурю, наблюдая, как вьётся плавный
Лист над скамейками, как летают
Ласточки мимо часов управы…

Самое главное совершится
Ровно в четыре.
				Из-за киоска
Появится девушка в пелеринке, -
Раскачивая полосатый ранец,
Вся будто распахнутая дыханью
Прохладного моря, лучам и птицам,
В зелёном платье из невесомой
Шерсти, она вплывает, как в танец,
В круженье листьев и в колыханье
Цветов и бабочек над газоном.

Домой из гимназии…
				  Вместе с нею
Откуда-то, из позабытого мира,
Кружась, летят звонки перемены,
Шёпот подруг, ангелок с тетради
И топот учителя в коридоре.
Пред ней платаны поют, а сзади
Её, хрипя, провожает море…

Я никогда не любил как надо…
Маленький иудейский мальчик -
Я, вероятно, один в округе
Трепетал по ночам от степного ветра.

Я, как сомнамбула, брёл по рельсам
На тихие дачи, где в колючках
Крыжовника или дикой ожины
Шелестят ежи и шипят гадюки,
А в самой чаще, куда не влезешь,
Шныряет красноголовая птичка
С песенкой тоненькой, как булавка,
Прозванная «Воловьим глазом»…

Как я, рождённый от иудея,
Обрезанный на седьмые сутки,
Стал птицеловом - я сам не знаю!

Крепче Майн-Рида любил я Брэма!
Руки мои дрожали от страсти,
Когда наугад раскрывал я книгу…
И на меня со страниц летели
Птицы, подобные странным буквам,
Саблям и трубам, шарам и ромбам.

Видно, созвездье Стрельца застряло
Над чернотой моего жилища,
Над пресловутым еврейским чадом
Гусиного жира, над зубрёжкой
Скучных молитв, над бородачами
На фотографиях семейных…

Я не подглядывал, как другие,
В щели купален.
				Я не старался
Сверстницу ущипнуть случайно…
Застенчивость и головокруженье
Томили меня.
			Я старался боком
Перебежать через сад, где пели
Девочки в гимназических платьях…

Только забывшись, не замечая
Этого сам, я мог безраздумно
Тупо смотреть на голые ноги
Девушки.
		Стоя на табурете,
Тряпкой она вытирала стёкла…

Вдруг засвистело стекло по-птичьи -
И предо мной разлетелись кругом
Золотые овсянки, сухие листья,
Болотные лужицы в незабудках,
Женские плечи и птичьи крылья,
Посвист полёта, журчанье юбок,
Щёлканье соловья и песня
Юной соседки через дорогу, -
И наконец, всё ясней, всё чище,
В мире обычаев и привычек,
Под фонарём моего жилища
Глаз соловья на лице девичьем…

Вот и сейчас, заглянув под шляпу,
В слабой тени я глаза увидел.
Полные соловьиной дрожи,
Они, покачиваясь, проплывали
В лад каблукам, и на них свисала
Прядка волос, золотясь на коже…

Вдоль по аллее, мимо газона,
Шло гимназическое платье,
А в сотне шагов за ним, как убийца,
Спотыкаясь о скамьи и натыкаясь
На людей и деревья, шепча проклятья,
Шёл я в больших сапогах, в зелёной
Засаленной гимнастерке, низко
Остриженный на военной службе,
Ещё не отвыкший сутулить плечи -
Ротный ловчило, еврейский мальчик…

Она заглядывала в витрины,
И средь прозрачных шелков и склянок
Таинственно, не по-человечьи,
Отражалось лицо её водяное…

Она останавливалась у цветочниц,
И пальцы её выбирали розу,
Плававшую в эмалированной миске,
Как маленькая махровая рыбка.

Из колониального магазина
Потягивало жжёным кофе, корицей,
И в этом запахе, с мокрой розой,
Над ворохами листвы в корзинах,
Она мне казалась чудесной птицей,
Выпорхнувшей из книги Брэма…

. . . . . . . . . . . . . . .

А я уклонялся как мог от фронта…
Сколько рублёвок перелетало
Из рук моих в писарские руки!
Я унтеров напаивал водкой,
Тащил им папиросы и сало…
В околодок из околодка,
Кашляющий в припадке плеврита,
Я кочевал.
		  Я пыхтел и фыркал,
Плевал в бутылки, пил лекарство,
Я стоял нагишом, худой и небритый,
Под стетоскопами всех комиссий…

Когда же мне удавалось правдой
Или неправдой - кто может вспомнить?
Добыть увольнительную записку,
Я начищал сапоги до блеска,
Обдёргивал гимнастерку - и бойко
Шагал на бульвар, где в платанах пела
Голосом обожжённой глины
Иволга, и над песком аллеи
Платье знакомое зеленело,
Покачиваясь, как дымок недлинный…

Снова я сзади тащился, млея,
Ругаясь, натыкаясь на скамьи…
Она входила в кинематограф,
В стрекочущую темноту, в дрожанье
Зелёного света в квадратной раме,
Где женщина над погасшим камином
Ломала руки из алебастра
И человек в гранитном пластроне
Стрелял из безмолвного револьвера…

Я знал в лицо всех её знакомых,
Я знал их повадки, улыбки, жесты.
Замедленный шаг их, когда нарочно
Стараешься грудью, бедром, ладонью
Почувствовать через покров непрочный
Тревожную нежность девичьей кожи…

Я всё это знал…
				Улетали птицы…
Высыхала трава…
				Погибали звёзды…
Девушка проходила по свету,
Собирая цветы, опустив ресницы…
Осень…
	  Дождями пропитан воздух,
Осень…
	  Грусти, погибай и сетуй!
Я сегодня к ней подойду.
						Я встану
Перед ней.
		  Я не дам ей свернуть с дороги.
Достаточно беготни.
					Мужайся!
Возьми себя в руки.
				   Кончай волынку!
Заколочен киоск…
				У часов управы
Суетятся голуби.
				Скоро - четыре.
Она появилась за час до срока, -
Шляпа в руках…
			  Рыжеватый волос,
Просвеченный негреющим солнцем,
Реет у щёк…
		   Тишина.
				  И голос
Синицы, затерянной в этом мире…
Я должен к ней подойти.
					   Я должен
Обязательно к ней подойти.
						  Я должен
Непременно к ней подойти.
						 Не думай,
Встряхнись - и в догонку.
						 Довольно бреда!..
А ноги мои не сдвигались с места,
Как будто каменные.
				   А тело
Как будто приковалось к скамейке.
И встать невозможно…
					Бездельник! Шляпа!

А девушка уже вышла на площадь,
И в тёмно-сером кругу музеев
Платье её, летящее с ветром,
Казалось тоньше и зеленее…

Я оторвался с таким усильем,
Как будто накрепко был привинчен
К скамье.
		 Оторвался - и без оглядки
Выбежал за нею на площадь.
Всё, о чём я читал ночами,
Больной, голодный, полуодетый, -
О птицах с нерусскими именами,
О людях неизвестной планеты,
О мире, в котором играют в теннис,
Пьют оранжад и целуют женщин, -
Всё это двигалось предо мною,
Одетое в шерстяное платье,
Горящее рыжими завитками,
Покачивающее полосатым ранцем,
Перебирающее каблучками…

Я положу на плечо ей руку:
«Взгляни на меня!
				 Я - твоё несчастье!
Я обрекаю тебя на муку
Неслыханной соловьиной страсти!
Остановись!»
			Но за поворотом -
В двадцати шагах зеленеет платье.
Я её догоняю.
			 Ещё немного
Напрягусь - мы зашагаем рядом…

Я козыряю ей, как начальству,
Что ей сказать? Мой язык бормочет
Какую-то дребедень:
				   - Позвольте…
Не убегайте… Скажите, можно
Вас проводить? Я сидел в окопах!..

Она молчит.
		   Она даже глазом
Не поведёт.
		   Она убыстряет
Шаги.
	 А я рядом бегу, как нищий,
Почтительно нагибаясь.
					  Где уж
Мне быть ей равным!..
					 Я как безумный
Бормочу какие-то фразы сдуру…

И вдруг остановка…
				  Она безмолвно
Поворачивает голову - я вижу
Рыжие волосы, сине-зелёный
Глаз и лиловатую жилку
На виске, дрожащую в напряженьи…
«Уходите немедленно», - и рукою
Показывает на перекресток…

						  Вот он -
Поставленный для охраны покоя -
Он встал на перепутье, как царство
Шнуров, начищенных блях, медалей,
Задвинутый в сапоги, а сверху -
Прикрытый полицейской фуражкой,
Вокруг которой кружат в сияньи,
Жёлтом и нестерпимом до пытки,
Голуби из святого писанья
И тучи, закрученные как улитки…
Брюхатый, сияющий жирным потом
Городовой.
		  С утра до отвала
Накачанный водкой, набитый салом…

. . . . . . . . . . . . . . . .

Студенческие голубые фуражки;
Солдатские шапки, треухи, кепи;
Пар, летящий из мёрзлых глоток;
Махорка, гуляющая столбами…

Круговорот полушубков, чуек,
Шинелей, воняющих кислым хлебом,
И на кафедре, у большого графина -
Совсем неожиданного в этом дыме -
Взволнованный человек в нагольном
Полушубке, в рваной косоворотке
Кричит сорвавшимся от напряженья
Голосом и свободным жестом
Открывает объятья…
				  Большие двери
Распахиваются.
			  Из февральской ночи
Входят люди, гримасничая от света,
Топчутся, отряхают иней
С полушубков - и вот они уже с нами,
Говорят, кричат, подымают руки,
Проклинают, плачут.
				   Сопенье, кашель,
Толкотня.
		 На хорах трещат перила
Под напором плеч.
				 И, взлетая кверху,
Пятерни в грязи и присохшей крови
Встают, как запачканные светила…

В эту ночь мы пошли забирать участок…
Я, мой товарищ студент и третий -
Рыжий приват-доцент из эсеров.

Кровью мужества наливается тело,
Ветер мужества обдувает рубашку.
Юность кончилась…
				 Начинается зрелость…
Грянь о камень прикладом!
						 Сорви фуражку!

Облик мира меняется.
					Нынче утром
Добродушно шумели платаны.
						  Море
Поселилось в заливе.
					На тихих дачах
Пели девушки в хороводах.
						 В книге
Доктор Брэм отдыхал, прислонив централку
К валуну.
		 Мой родительский дом светился
Язычками свечей и библейской кухней…

Облик мира меняется…
					Этой ночью
Гололедица покрывает деревья,
Сучья лезут в глаза, как живые.
							   Море
Опрокинулось над пустынным бульваром.
Пароходы хрипят, утопая.
						Дачи
Заколочены.
		   На пустынных террасах
Пляшут крысы.
			 И Брэм, покидая книгу,
Подымает ружьё на меня с угрозой…

Мой родительский дом разворован.
								Кошка
На холодной плите поднимает лапки…

Юность кончилась нынче… Покой далече…
Ноги шлепают по воде.
					 Проклятье!
Подыми воротник и закутай плечи!
Что же! Надо идти!
				  Не горюй, приятель!
Дождь!
	  Суетливая перебранка
Воронья на акациях.
				   Дождь.
						 Из прорвы
Катящие в ацетиленовом свете
Мотоциклисты.
			 И снова чёрный
Туннель - без конца и начала.
							 Ветер,
Бегущий неизвестно куда.
						По лужам
Шагающие патрули.
				 И снова -
Дождь.
	  Мы одни - в этом мокром мире.

Натыкаясь на тумбы у подворотен,
Налезая один на другого, камнем
Падая на мостовую, в полночь
Мы добрели до участка…
					  Вот он,
Каменный ящик, закрытый сотней
Ржавых цепей и пудовых крючьев, -
Ящик, в который понабивались
Лихорадка, тифозный озноб, запойный
Бред, бормотанье молитв и песни…

Херувимы, одетые в шаровары,
Стояли подле ворот на страже,
Словно усатые самовары,
Один другого тучней и ражей…

Откуда-то изнутри, из прорвы,
Шипящей дождём, вырывался круглый
Лошадиный хрип и необычайный
Заклинательный клич петуха…
						   Привратник
Нам открыл какую-то щель.
						 И снова
Загремели замки, закрывая выход…

Мы прошли по коридорам, похожим
На сновиденья.
			  Кривые лампы
Качались над нами.
				  По стенам кверху,
К продавленному потолку, взбегали,
Сбиваясь в комки, раскрутясь в спирали,
Косые тени…
		   На длинных скамьях,
Опершись подбородками на эфесы
Сабель, похрапывали городовые…
И весь этот лабиринт сходился
К дубовым воротам, на которых
Висела квадратная карточка: «Пристав»!!.

Розовый, в лазоревых бакенбардах,
Разлетающихся от легчайшего дуновенья,
Подобно ангелу с гимназической тетради,
Он витал над письменным прибором,
Сработанным из шрапнельных стаканов,
Улыбаясь, тая, изнемогая
От радушия, от нежности, от счастья
Встречи с делегатами комитета…

А мы… стояли, переминаясь
С ноги на ногу, пачкая каблуками
Невероятных лошадей и попугаев,
Вышитых на ковре…
				 Нам, конечно,
Было не до улыбок.
				  Довольно…
Сдавай ключи - и катись отсюда к чёрту!
Нам не о чем толковать.
					   До свиданья…
					   
Мы принимали дела.
				  Мы шлялись
По всем закоулкам.
				  В одной из комнат
В угол навалены были грудой,
Как картофель, браунинги и наганы.
Мы приняли их по счёту.
					   Утром,
Полусонные, разомлев от ночной работы,
Запачканные участковой пылью,
Мы добыли арестантский чайник,
Жестяной, заржавленный, и пили,
Обжигаясь и шлёпая губами,
Первый чай победителей, чай свободы…

Голубые дожди омывали землю,
По ночам уже начиналось тайно
Мужественное цветенье каштанов.
(Просыхала земля…)
				  Разогретой солью
Дуло с берега…
			  В раковине оркестра,
Потерявшейся в гуще платанов,
Марсельеза, приподнятая смычками,
Исчезала среди фонарей и листьев.

Наша улица, вымытая до блеска
Летним ливнем, улетала к заливу,
Подымавшемуся, как забор зелёный, -
Строй платанов, вытянутый на диво.
И на самом верху, в завитушках пены,
Чуть заметно покачивался картонный
Броненосец «Синоп».
				   И на сизой туче
Червяком огня извивался вымпел…
Опадали акации.
			   Невидимкой
Дух гниющих цветов пробирался в море,
И матросы отплясывали в обнимку
С полногрудыми девками из слободки.

За рыбачьими куренями, на склонах
Перевалов, поросших клочкастой мятой,
Под разбитыми шлюпками, у снесённых
Купален, отчаянные ребята -
Дезертиры в болтающихся погонах -
Дулись в двадцать одно,
                        в карася, в солдата,
А в пещере посапывал, как телёнок,
Змеевик самогонного аппарата.

Я остался в районе…
				   Я стал работать
Помощником комиссара…
					 Вначале
Я просиживал ночи в сырых дежурках,
Глядя на мир, на проходивший мимо,
Чуждый мне, как явленья иной природы.
Из косых фонарей, из густого дыма
Проступали невиданные уроды…

Я старался быть вездесущим…
						   В бричке
Я толокся по деревенским дорогам
За конокрадами.
			   Поздней ночью
Я вылетал на моторной гичке
В залив, изогнувшийся чёрным рогом
Среди камней и песчаных кочек.
Я вламывался в воровские квартиры,
Воняющие пережаренной рыбой.
Я появлялся, как ангел смерти,
С фонарём и револьвером, окружённый
Четырьмя матросами с броненосца…
(Ещё юными. Ещё розовыми от счастья.
Часок не доспавшими после ночи.
Набекрень - бескозырки. Бушлаты - настежь.
Карабины под мышкой. И ветер - в очи.)

Моя иудейская гордость пела,
Как струна, натянутая до отказа…
Я много дал бы, чтобы мой пращур
В длиннополом халате и лисьей шапке,
Из-под которой седой спиралью
Спадают пейсы и перхоть тучей
Взлетает над бородой квадратной…
Чтоб этот пращур признал потомка
В детине, стоящем подобно башне
Над летящими фарами и штыками
Грузовика, потрясшего полночь…

. . . . . . . . . . . . . . .

Я вздрогнул.
			Звонок телефона
Скрежетнул у самого уха…
«Комиссара? Я. Что вам?»
И голос, запрятанный в трубке,
Рассказал мне, что на Ришельевской,
В чайном домике генеральши Клеменц,
Соберутся Сёмка Рабинович,
Петька Камбала и Моня Бриллиантщик, -
Железнодорожные громилы,
Кинематографические герои, -
Бандиты с чемоданчиками, в которых
Алмазные свёрла и пилы,
Сигарета с дурманом для соседа…
Они летали по вагонным крышам
В крылатках, раздуваемых бурей,
С револьвером в рукаве фрака,
Обнимали сторублёвых гурий,
И нынче у генеральши Клеменц -
Им будет крышка.
				Баста!

В караулке ребята с броненосца
Пили чай и резались в шашки.
Их полосатые фуфайки
Морщились на мускулатуре…
Розовые розоватостью детства,
Большерукие, с голубыми глазами,
Они передвигали пешки
Восторженно с места на место,
Моргали, шевелили губами,
Задумчиво, без малейшей усмешки
Подпевали, притопывая каблуками…

Мы взгромоздились на дрожки,
Обнимая за талии друг друга,
И остроугольная кляча
Потащила нас в тёплую темень…

Нужно было сунуть револьвер
В щёлку ворот, чтобы дворник,
Зевая и подтягивая брюки,
Открыл нам калитку.
				   Молча.
Мы взошли по красной дорожке,
Устилавшей лестницу.
					К двери
Подошёл я один.
			   Ребята,
Зажав меж колен карабины,
Вплотную прижались к стенке.

Всё - как в тихом приличном доме…
Лампа с тёмно-синим абажуром
Над столом семейным.
					Гардины,
Стулья с мягкой спинкой.
						Пианино,
Книжный шкаф, на шкафе - бюст Толстого.
Доброта домашнего уюта
В тёплом воздухе.
				 Над самоваром
Лёгкий пар.
		   На чайнике накидка
Из плетёной шерсти - всё в порядке…

Мы вошли, как буря, как дыханье
Чёрных улиц, ног не вытирая
И не сняв бушлатов.
				   Нам навстречу,
Кланяясь и потирая нервно
Руки в кольцах, выкатилась дама
В парике, засыпанная пудрой.
Жирная, с отвислыми щеками…
«Антонина Яковлевна Клеменц!
Это вы? - Мы к вам пришли по делу»,
Я сказал, распахивая двери.

За столом велась беседа.
						Трое
Молодых людей в земгусарской форме,
Барышни, смеющиеся скромно.
На столе - пирожные, конфеты.

Я вошёл и стал в изумленьи…
Чёрт возьми! Какая ошибка!
Какой это чайный домик!
Друзья собрались за чаем.
Почему же я им мешаю?..
Мне бы тоже сидеть в уюте,
Разговаривать о Гумилёве,
А не шляться по ночам, как сыщик,
Не врываться в тихие семейства
В поисках неведомых бандитов…

Но какой-то из моих матросов
Подошёл к столу и мрачным басом
Проворчал:
		  «Вот этих трёх я знаю.
Руки вверх!
		   Берите их, ребята!..
Где четвёртый?.. Барышни в сторонку!..»
И пошло.
		И началось.
				   На совесть.
У роскошных земгусар мы сняли
Кобуры с наганами.
				  Конечно,
Это были те, за кем мы гнались…
Мы загнали их в чулан.
					  Закрыли -
И приставили к ним караул.

Мы толкали двери.
				 Мы входили
В комнаты, наполненные дрянью…
Воздух был пропитан душной пудрой.
Человечьим семенем и сладкой
Одурью ликёра.
			  Сквозь томленье
Синего тумана пробивался
Разомлевший, еле-еле видный
Отсвет фонаря… (как через воду).
На кровати, узкие, как рыбы,
Двигались тела под одеялом…
Голова мужчины подымалась
Из подушек, как из круглой пены…
Мы просматривали документы,
Прикрывали двери, извиняясь,
И шагали дальше.
				Снова сладким
Воздухом нас обдавало.
					  Снова
Подымались головы с подушек
И ныряли в шёлковую пену…

В третьей комнате нас встретил парень
В голубых кальсонах и фуфайке.
Он стоял, расставив ноги прочно,
Медленно покачиваясь торсом
И помахивая, как перчаткой,
Браунингом… Он мигнул нам глазом:
«Ой! Здесь целый флот! Из этой пушки
Всех не перекокаешь. Я сдался…»

А за ним, откинув одеяло,
Голоногая, в ночной рубашке,
Сползшей с плеч, кусая папироску,
Полусонная, сидела молча
Та, которая меня томила
Соловьиным взглядом и полётом
Туфелек по скользкому асфальту…

. . . . . . . . . . . . . . .

«Уходите! - я сказал матросам… -
Кончен обыск! Заберите парня!
Я останусь с девушкой!»
					   Громоздко
Постучав прикладами, ребята
Вытеснились в двери.
					Я остался.
В душной полутьме, в горячей дрёме
С девушкой, сидящей на кровати…
«Узнаёте?» - но она молчала,
Прикрывая лёгкими руками
Бледное лицо.
			 «Ну что, узнали?»
Тишина.
	   Тогда со зла я брякнул:
«Сколько дать вам за сеанс?»
							И тихо,
Не раздвинув губ, она сказала:
«Пожалей меня! Не надо денег…»

Я швырнул ей деньги.
					Я ввалился,
Не стянув сапог, не сняв кобуры,
Не расстёгивая гимнастёрки,
Прямо в омут пуха, в одеяло,
Под которым бились и вздыхали
Все мои предшественники, - в тёмный,
Неразборчивый поток видений,
Выкриков, развязанных движений,
Мрака и неистового света…

Я беру тебя за то, что робок
Был мой век, за то, что я застенчив,
За позор моих бездомных предков,
За случайной птицы щебетанье!

Я беру тебя, как мщенье миру,
Из которого не мог я выйти!

Принимай меня в пустые недра,
Где трава не может завязаться, -
Может быть, моё ночное семя
Оплодотворит твою пустыню.

Будут ливни, будет ветер с юга,
Лебедей влюблённое ячанье.

1933 - 1934


Вверх Вниз

Примечания:

Поэма «Февраль» писалась в течение зимы 1933-1934 гг. Смерть прервала работу над поэмой, оставшейся в черновой редакции. В.Тренев и Н.Харджиев произвели расшифровку рукописи и дали сводный текст поэмы в книге «Эдуард Багрицкий». Там же дано подробное описание рукописи. В рукописи поэмы заглавие отсутствует. Оно дано на основании договора на издание книги, в которую должны были войти три поэмы. Публикуемая поэма представляет собой первую часть неосуществлённой трилогии.

Стоход - наступательная операция войск русского юго-западного фронта в районе реки Стоход (правый приток Припяти) против немецких и австрийских войск в июле - августе 1916 г. во время первой мировой войны.

Мазурские болота - имеются в виду оборонительные действия русской армии в феврале 1915 г. на северо-востоке Польши.

Ожина - ежевика.

Гичка - длинная узкая шлюпка с низким бортом.

Ришельевская - улица в Одессе.

Земгусар - ироническое прозвище служащих «Всероссийского земского союза» - тыловой организации, существовавшей в России во время первой мировой войны.

Админ Вверх
МЕНЮ САЙТА