Весенний ветер лезет вон из кожи, Калиткой щёлкает, кусты корёжит, Сырой забор подталкивает в бок, Сосна, как деревянное проклятье, Железный флюгер, вырезанный ятью (Смотри мой «Папиросный коробок»). А критик эа библейским самоваром, Винтообразным окружён угаром, Глядит на чайник, бровью шевеля. Он тянет с блюдца - в сторону мизинец, Кальсоны хлопают на мезонине, Как вымпел пожилого корабля, И самовар на скатерти бумажной Протодиаконом трубит протяжно. Сосед откушал, обругал жену И благодушествует: - Ах! Погода! Какая подмосковная природа! Сюда бы Фофанова да луну! - Через дорогу, в хвойном окруженье, Я двигаюсь взлохмаченною тенью, Ловлю пером случайные слова, Благословляю кляксами бумагу. Сырые сосны отряхают влагу. И в хвое просыпается сова. Сопит река. Земля раздражена (Смотри стихотворение «Весна»). Слова как ящерицы, - не наступишь; Размеры - выгоднее воду в ступе Толочь; а композиция встаёт Шестиугольником или квадратом; И каждый образ кажется проклятым, И каждый звук топырится вперёд. И с этой бандой символов и знаков Я, как биндюжник, выхожу на драку (Я к зуботычинам привык давно). А критик мой недавно чай откушал. Статью закончил, радио прослушал И на террасу распахнул окно. Меня он видит - он доволен миром - И тенорком, политым лёгким жиром, Пугает галок на кусте сыром. Он возглашает: - Прорычите басом, Чем кончилась волынка с Опанасом, С бандитом, украинским босяком. Ваш взгляд от несварения неистов. Прошу, скажите за контрабандистов, Чтоб были страсти, чтоб огонь, чтоб гром, Чтоб жеребец, чтоб кровь, чтоб клубы дыма, - Ах, для здоровья мне необходимы Романтика, слабительное, бром! Не в этом ли удача из удач? Я говорю как критик и как врач. Но время движется. И на дороге Гниют доисторические дроги, Булыжником разъедена трава, Электротехник на столбы вылазит, - И вот ползёт по укрощённой грязи, Покачивая бёдрами, трамвай. (Сосед мой недоволен: - Эт-то проза!) Но плимутрок из ближнего совхоза Орёт на солнце, выкатив кадык. - Как мне работать! Голова в тумане. - И бытием прижатое сознанье Упорствует и выжимает крик. Я вижу, как взволнованные воды Зажаты в тесные водопроводы, Как захлестнула молнию струна. Механики, чекисты, рыбоводы, Я ваш товарищ, мы одной породы, - Побоями нас нянчила страна! Приходит время зрелости суровой, Я пух теряю, как петух здоровый. Разносит ветер пёстрые клочки. Неумолимо, с болью напряженья, Вылазят кровянистые стручки, Колючие ошмётки и крючки, - Начало будущего оперенья. - Ау, сосед! Он стонет и ворчит: - Невыносимо плимутрок кричит, Невыносимо дребезжат трамваи! Да, вы линяете, милейший мой! Вы погибаете, милейший мой! Да, вы в тупик упёрлись головой, И как вам выбраться, не понимаю! - Молчи, папаша! Пёстрое перо Топорщится, как новая рубаха. Петуший гребень дыбится остро; Я, словно исполинский плимутрок, Закидываю шею. Кличет рог - Крылами раз! - и на забор с размаха. О, злобное петушье бытиё! Я вылинял! Да здравствует победа! И лишь перо погибшее моё Кружится над становищем соседа.
1929
Написано в ответ на статью А.Лежнева «Разговор в сердцах» («Новый мир», 1929, № 11).
Фофанов Константин Михайлович (1862-1911) - поэт, один из предшественников русского символизма; в мире искусства и поэтической фантастики искал забвения от реальной действительности
Читает Василий Бочкарёв