Домой Вниз Поиск по сайту

Александр Сумароков, статьи о нём

Александр Сумароков. Alexander Sumarokov

Стихотворения и биография А. Сумарокова

СТАТЬИ (2):

Вверх Вниз

Сумароков
(статья из Краткой литературной энциклопедии: В 9 т. - Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972)

СУМАРОКОВ, Александр Петрович [ 14(25). XI. 1717, - 1(12). X. 1777, Москва] - русский поэт и драматург. Происходил из старинного дворянского рода. В 1732-40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая В. К. Тредиаковскому. Служил адъютантом у графа Г. И. Головкина и графа А. Г. Разумовского. Стихи Сумарокова этих лет несут на себе печать сильного влияния од М. В. Ломоносова, но вскоре поэт избирает иной жанр, принесший ему популярность, - любовные песни, расходившиеся в списках. В них Сумароков разрабатывает поэтические приёмы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, позднее применённые им в трагедиях. Песни Сумарокова были неодобрительно встречены Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. В стихотворении «О стопосложении. Критика на оду» Сумароков резко осудил поэтическую стилистику Ломоносова, напечатал «Эпистолу о стихотворстве» (1747), где сформулировал принципы поэтики основных жанров классицизма, особое внимание уделив жанрам сатирическим - комедии и басне. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым в 50-е годы по вопросам поэтического стиля представляла важный этап в формировании эстетики и художественной практики русского классицизма.

От песен Сумароков перешёл к стихотворным трагедиям. До появления его первых трагедий - «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750) - русская драматургия жила традициями т. н. школьной драмы 17 века с её аллегорическими сюжетами и условно - мифологическими персонажами. Сумароков впервые в истории русского театра создал трагедии, основанные на опыте французской и немецкой просветительской драматургии 30-40-х годов 18 века. В них Сумароков соединил любовные темы с общественной и философской проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого Сумароков был в 1756-61. В 1759 Сумароков издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором выступал на стороне оппозиционной придворной группы, ориентировавшейся на будущую императрицу Екатерину II. С конца 50-х годов между Сумароковым и приближёнными Елизаветы возникает конфликт. В конце 50-х - начале 60-х годов Сумароков пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.

В начале царствования Екатерины II его литературная слава достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. И. Новикова и Д. И. Фонвизина, поддерживают Сумарокова. После переезда в Москву произошёл в 1770 конфликт Сумарокова с московским главнокомандующим П. С. Салтыковым. Императрица приняла сторону Салтыкова, а Сумароков ответил издевательским письмом. Всё это ухудшило его общественно-литературное положение. Последние годы жизни писателя омрачены материальными лишениями, утратой популярности, пристрастием к спиртным напиткам, которое свело его в могилу.

В 70-е годы Сумароков создал лучшие свои комедии («Рогоносец по воображению», «Мать - совместница дочери», «Вздорщица» - все 1772) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). В комедиях, которые Сумароков начал писать с 1750, сильна обличительно-бытовая струя, в них порой дается дифференцированная речевая характеристика персонажей; в этом смысле они некоторыми своими чертами предвосхищают комедии Д. И. Фонвизина. Сумароков участвовал как постановщик в работе театра при Московском университете, издал сборники «Сатиры» (1774), «Элегии» (1774). Последователями Сумарокова в литературе были такие значительные поэты и драматурги, как М. М. Херасков, В. И. Майков, И. Ф. Богданович, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев.

Соч.: Полн. собр. всех соч. в стихах и прозе, 2 изд., ч. 1-10, М., 1787; Стихотворения. Вступ. ст., подгот. текста и прим. П. Н. Беркова, Л., 1953; Избр. произведения. Вступ. ст., подгот. текста и прим. П. Н. Беркова, Л., 1957.

Лит.: Гуковский Г. А., О сумароковской трагедии, в кн.: Поэтика. Сб. ст., в. 1, Л., 1926; Виндт Л., Басня сумароковской школы, там же; Гуковский Г. А., Очерки по истории рус лит-ры XVIII в., М. - Л., 1936; Косман А., Комедии Сумарокова, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филологич. наук», 1939, № 33, в. 2; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, «Уч. зап. МГУ», 1948, в. 127, кн. 3; Берков П. Н., Сумароков. 1717-1777, Л. - М., 1949; Серман И. З., Рус. поэзия сер. XVIII в. Сумароков и его школа, в кн.: История рус. поэзии, т. 1, Л., 1968; История рус. лит-ры XVIII в. Библиографич. указатель, под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968.

И. З. Серман

Вверх Вниз

Сумароков
(статья из Литературной энциклопедии: В 11 т. - [М.], 1929-1939)

СУМАРОКОВ Александр Петрович [1718-1777] - видный писатель XVIII века. Родился в дворянской семье. Обучался дома, продолжал образование в Сухопутном шляхетном корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни - по образцу французских поэтов и Тредиаковского. Зарекомендовал себя этим при дворе и в кругу влиятельных ценителей. Окончив корпус в 1740, был зачислен на службу сперва в военно-походную канцелярию гр. Миниха, затем адъютантом у гр. А. Г. Разумовского. Напечатанная в 1747 и сыгранная кадетами сперва в корпусе, затем при дворе [1749] его первая трагедия «Хорев» создала ему известность. Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова; а когда в 1756 учреждён был постоянный театр, Сумароков был назначен его директором и долго был главным поставщиком репертуара. За «Хоревом» следовало восемь трагедий: «Гамлет» [1748], «Синав и Трувор» [1751], «Артистона» [1751], «Семира» (представлена в 1751, напечатана в 1768) («венец бессмертия Сумарокова», по отзыву актёра Дмитревского), «Ярополк и Димиза» (представлена в 1758, напечатана в 1768), «Вышеслав» [1768], «Димитрий Самозванец» [1771], «Мстислав» [1774], - 12 комедий [между 1750-1772]: «Тресотиниус», «Чудовища», «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс», «Рогоносец по воображению», «Пустая ссора», «Вздорщица» и «Мать совместница дочери»; три оперных либретто [«Цефал и Прокрис» - музыка Арайи, 1755] и одна драма. Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро (комедия «Тресотиниус», по его указанию, «зачата 12 генваря 1750, окончена генваря 13-го 1750»), развивал широкую деятельность и в других областях литературы. В 1755-1758 он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 издавал собственный сатирико-нравоучительного оттенка журнал «Трудолюбивая пчела», прекратившийся за недостатком средств. В 1762-1769 вышли сборники его басен («Притчи», кн. I, II, III); с 1769 по 1774 ряд сборников его стихотворений. Полное собрание сочинений, со включением критических статей и мелочей в прозе, вышло в 10 частях после его смерти (два издания - М., 1781 и М., 1787). Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, на придирки цензуры, невежество публики. В 1761 он потерял управление театром, переселившись затем в Москву [1769]. Здесь, заброшенный покровителями, разорившийся и спившийся, он и умер.

Для Сумарокова характерно преобладание критической и сатирической стихии в его творчестве. Сумароков сознаёт себя основателем школы. Избранное им литературное направление - классицизм, в том виде, какой он принял во Франции XVII - начало XVIII веков. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова «наперсником Буало» (имея в виду его сатиры и «Эпистолу о стихотворстве»), «северным Расином», «Мольером», «российским Лафонтеном». Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в отказе от ломоносовского «парения», в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким», в стремлении к простому, естественному языку, с умеренными славянизмами и известной примесью простонародной речи. «Снижение» это происходило в обстановке острой литературной борьбы, позволяющей говорить о борьбе сумароковской системы с ломоносовской, которую кроме Сумарокова, проводили такие его сторонники, как Ржевский, Нартов, Аблесимов, Херасков, Карин, Поповский и другие поэты XVIII века. «Снижение» и «опрощение» поэзии Сумароковым вело, с одной стороны, к приближению его творчества к жизни, но, с другой, делало его строго ограниченным интересами его класса.

«Снижая» классическую поэтику, Сумароков одновременно был настроен крайне враждебно к проявлениям исторически значимой буржуазной литературы, например к романам и «слёзной комедии», в переводах и подражаниях уже появлявшейся на русской сцене. Таково его негодование по поводу постановки «Евгении» Бомарше в 1770 («Новый и пакостный род слёзных комедий») и по поводу выступлений драматурга В. Лукина [1765], в свою очередь, не называя имени, критиковавшего комедии Сумарокова.

Литературная деятельность Сумарокова останавливает внимание своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: в области лирики - оды торжественные, духовные, философские, анакреонтические, оды «вздорные» (пародии), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; в области эпоса - идиллии, басни; в области драмы - трагедии, комедии, драмы «с голосами» (оперы) и т. д. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, пробовал ввести в обиход размеры народной песни (дольники), античной поэзии («сапфические строфы»), делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения. Из «высоких» жанров Сумароков оставил неприкосновенной только трагедию, действующие лица которой у него являются рупорами идей «просвещённого абсолютизма», а вся она - школой гражданской добродетели для подданных и монарха. Дидактическая задача ставится и комедии - «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: сатирическое жало комедии, направленное против невежества и скопидомства провинциальных помещиков, против поверхностной «образованности» щеголей и щеголих и особенно против ненавистного Сумарокову и его группе подьяческого (чиновничьего) сословия - имеет задачей повысить культурность дворянства и указать истинную, по мнению автора, причину государственного нестроения (начинавшегося кризиса помещичьего хозяйства) - злоупотребления низших агентов власти, мелкой бюрократии. Сумароков предостерегает дворянство от пустого сословного чванства («не в титла, в действии быть должно дворянином»), от злоупотреблений помещичьей властью (смотрите в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем - людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»). Это не мешало ему быть убеждённым сторонником крепостной системы, врагом каких бы то ни было преобразований в этой области (смотрите его замечания на екатерининский «Наказ» и его стихи о Пугачёве, написанные под свежим впечатлением 1773-1775). Было бы неправильным игнорировать реакционную сторону творчества Сумарокова по сравнению с Ломоносовым.

Читатели ближайших к XVIII веку поколений не разделяли восторгов известной части современников перед Сумароковым. Пушкин называл его «слабое дитя чужих уроков»; позднейшая критика склонна была отрицать у Сумарокова какой бы то ни было талант, становясь на точку зрения литературных противников Сумарокова в XVIII веке - Тредиаковского и отчасти Ломоносова, Эмина и Лукина. Белинский впрочем находил, что, «каков бы ни был талант Сумарокова, его нападки на крапивное семя всегда будут заслуживать почётного упоминания от историков русской литературы». Начавшаяся в XX веке и углублённая в советское время переоценка Сумарокова выдвинула его значение в деле подготовки нового русского литературного языка (смотрите особенно язык действующих лиц его комедий), в деле известного приближения литературы к жизни. Односторонний интерес буржуазных литературоведов к Сумарокову-драматургу сменяется широким изучением его лирики, его теоретических воззрений, литературной полемики и т. д. Изучение это впрочем ещё только начато.

Библиография: I. Научного издания соч. Сумарокова ещё нет (издание Н. Новикова в 10-ти чч. [1781 и 1787] упомянуто выше). Избран. сочин. (кроме драм) даёт книга: Сумароков, Стихотворения, под ред. акад. А. С. Орлова, изд. «Советский писатель» [Л.], 1935 («Библиотека поэта»). См. также сборн. «Русская поэзия», под ред. С. А. Венгерова, т. I, СПБ, 1897 (здесь извлечения из работы о Сумарокове Н. Булича «Сумароков и современная ему критика», СПБ, 1854, биографическая статья М. Д. Хмырова и список старой литературы о Сумарокове).

II. Из новых работ о Сумарокове см.: Бродский Н. Л., История стиля русской комедии XVIII в., «Искусство», 1923, № 1; Виндт Л., Басня сумароковской школы, в сб.: Поэтика, I (Временник Отдела словесных искусств Гос. Ин-та истории искусств), Л., 1926; Гуковский Г., О сумароковской трагедии, там же; Рулин П. И., К хронологии и библиографии комедий А. П. Сумарокова, «Изв. Отд. русск. яз. и слов. Ак. наук», т. 28, 1924; Гуковский Г., Русская поэзия XVIII в., Л., 1927 [статья: Ломоносов, Сумароков, школа Сумарокова]; Бонди С., Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, вступит. статья в кн.: Тредиаковский, Стихотворения, под ред. акад. А. С. Орлова, изд. «Советский писатель», [Л.], 1935 («Библиотека поэта»); Гуковский Г., Очерки по истории русской литературы XVIII в., М. - Л., 1936.

А. Белецкий

Админ Вверх
МЕНЮ САЙТА